КОНТАКТЫ
г. Нур-Султан,пр. Абая,38
+7 (7172) 21-04-54
ГРАФИК РАБОТЫ
Пон - Пят: с 09.00 до 18.00
proin.kz@mail.ru

Правовая служба

12
янв

Рабочее время и время отдыха педагогических работников

Рабочее время и время отдыха педагогических работников

Подробнее ...
12
янв

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в организациях образования

Одним из главных инструментов защиты трудовых прав работников организаций образования является установленный законами порядок разрешения трудовых споров.

Подробнее ...
12
янв

Как рассчитать продолжительность ежегодного оплачиваемого трудового отпуска

Согласно п.п. 7) п. 1 ст. 22 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК), работник имеет право на ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск, который предоставляется за один рабочий год. Однако, если работник отработал в организации меньше или больше одного года, то работодателю необходимо правильно рассчитать количество дней, положенных работнику за проработанное время.

Обычно для расчета продолжительности трудового отпуска используется следующая формула:
А / 365 (количество дней в году) : В.

А – количество календарных дней трудового отпуска, положенного работнику за 1 рабочий год.

В – количество календарных дней, которое включается в трудовой стаж, дающий право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, а именно согласно ст. 91 ТК РК:

1) фактически проработанное время;

2) время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично;

3) время, когда работник фактически не работал в связи с временной нетрудоспособностью, в том числе время нахождения в отпуске по беременности и родам;

4) время, когда работник фактически не работал перед восстановлением на работе.

Таким образом, в трудовой стаж, дающий право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск не включаются дни нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы, дни прогулов, дни нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дни нахождения работника в учебном отпуске (если такой отпуск является неоплачиваемым).

В соответствии со ст. 97 ТК РК работнику на основании заявления может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Основания для предоставления такого вида отпуска трудовым законодательством не определены и, соответственно, они могут быть различны. Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется по соглашению между работником и работодателем.

В случае предоставления работнику отпуска без сохранения заработной платы его рабочий год должен быть увеличен пропорционально количеству дней нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Рассмотрим на примере:

Пример: Учитель общеобразовательной школы устроился на работу 01.01.2016 г. Затем, с 01.04.2016 г. по 07.04.2016 г. (включительно) вышел в отпуск без сохранения заработной платы на 7 календарных дней. С 01.07.2016 г. ему предоставляется ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск. Согласно п.п. 2) п. 1 ст. 53 закона Республики Казахстан «Об образовании» работнику положено 56 календарных дня трудового отпуска за 1 рабочий год.

Задача: Необходимо рассчитать продолжительность трудового отпуска, положенного работнику за отработанный период. Для этого нужно сначала подсчитать количество календарных дней, включаемых в трудовой стаж, дающий право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, а затем подставить полученную цифру в формулу.

Расчёт: период времени с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. составляет 182 календарных дня. Из этого числа мы вычитаем 7 календарных дней отпуска без сохранения заработной платы, который не включается в трудовой стаж, дающий право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск. Таким образом, 182 – 7 = 175 это количество календарных дней, которое включается в трудовой стаж, дающий право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск. Подставляем это число в формулу:

56 (количество календарных дней трудового отпуска, положенного работнику за 1 рабочий год) / 365 (количество дней в году) : 175 (количество календарных дней, которое включается в трудовой стаж) = 26 календарных дней.

Таким образом, работнику предоставляется 26 календарных дней трудового отпуска с 01.07.2016 г. по 26.07.2016 г. (включительно).

Работодатель может предоставить работнику ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск в полном объеме авансом за следующий рабочий год.

Подробнее ...
12
янв

Режим рабочего времени педагогических работников в условиях перехода на пятидневную учебную неделю

В адрес руководства Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки поступает масса обращений работников отрасли и руководителей организаций образования по вопросу режима рабочего времени педагогических работников в условиях перехода на пятидневную учебную неделю. Из поступивших обращений следует, что органы управления образования на местах обязывают педагогических работников присутствовать на рабочем месте в субботу каждой недели.

Настоящим разъясняем следующее:

В соответствии со ст. 71 Трудового кодекса Республики Казахстан пятидневная или шестидневная рабочая недели устанавливаются работодателем в соответствии с условиями трудового и коллективного договоров или актом работодателя.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования определяется его учебной нагрузкой и планами учебно-воспитательной работы организаций образования.

Подпунктом 1) п. 7 ст. 52 Закона Республики Казахстан «Об образовании» нормативная учебная нагрузка для исчисления месячной заработной платы педагогических работников организаций среднего общего образования установлена в объеме 18 часов в неделю.

Рабочее время педагогических работников имеет определенные особенности. Оно состоит из двух частей: первая часть – время проведения занятий, которое может нормироваться и учитываться; вторая часть – время проведения другой педагогический деятельности, которая объективно не может нормироваться и учитываться.  

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями,   педагогами дополнительного образования (педагогические работники,  ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической   работы, связанной с преподавательской работой.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в «астрономических часах» и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их  продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся 1 класса. При этом количеству часов   установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 40 минут.

Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу,  требующая  затрат рабочего времени,  которое не конкретизировано по количеству часов,  вытекает из  их  должностных обязанностей, предусмотренных уставом организации образования и правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч.  личными  планами  педагогического работника, и может быть связана с:

- выполнением обязанностей, связанных с участием в работе  педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

- организацией и проведением методической, диагностической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

- временем, затрачиваемым непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их  индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

- дежурствами в организации образования в период образовательного   процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий,  наблюдения за выполнением режима дня  обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями,  устанавливаемых  для  отдыха  обучающихся,  воспитанников  различной  степени  активности,  приема  ими пищи;

-  выполнением дополнительно возложенных на педагогических  работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным  процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное  руководство, проверка письменных работ, заведование учебными  кабинетами и др.).

Дни недели (периоды времени, в течение которых организация образования осуществляет свою деятельность), свободные для  педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных  обязанностей,  регулируемых графиками и планами работы, педагогический  работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

Таким образом, продолжительность рабочего времени учителя определяется расписанием уроков, а также планами работы школы. В табеле учета рабочего времени учителя фиксируются только часы работы, связанные с преподаванием предметов, время затраченное на выполнение обязанностей по внеурочной деятельности в табеле не учитывается.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

При этом следует учесть, что одной из задач современной школы является совершенствование организационных форм физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и культурно-массовой работы в шестой школьный день.

Таким образом, при пятидневной рабочей неделе присутствие учителей в школе в субботние дни необязательно, если они не задействованы по плану общешкольных мероприятий или если это не запланировано личным планом работы учителя.

Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установлена нормативная учебная нагрузка, устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом РК. Согласно п. 1 ст. 68 Трудового кодекса РК нормальная продолжительность рабочего времени для таких работников не должна превышать 40 часов в неделю, а по условиям региональных отраслевых соглашений – 36 часов в неделю.

Подробнее ...
12
янв

К вопросу о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности по мотивам отсутствия специального образования

В практике достаточно часто встречаются случаи, когда учителя, имеющего высшее педагогическое образование, но работающего не по специальности, обозначенной в его дипломе, вынуждают уволиться по этой причине, либо чинят ему препятствия при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории.  Представим себе ситуацию, когда учителем начальных классов достаточно длительное время работает педагог, имеющий специальность по диплому "учитель казахского языка и литературы". Он неоднократно проходил курсы повышения квалификации, подвергался аттестационным испытаниям, добился присвоения ему первой либо высшей квалификационной категории.  Теперь же, при проверке школы органами государственного надзора устанавливается, что данный учитель работает не по специальности, а значит, он должен быть уволен или переведен на другую должность в соответствии со специальностью, обозначенной в дипломе об образовании. 

Весьма часто подобная ситуация складывается в организациях дошкольного воспитания и обучения. Воспитатель имеет высшее педагогическое образование – он по специальности учитель, педагог-психолог и т.д., у него в дипломе об образовании не обозначена специальность "педагогика и психология дошкольного образования".

Территориальные организации Комитета по контролю в сфере образования Министерства образования и науки РК в итоговых документах по результатам проверок обязательно указывают в качестве выявлений подобные случаи и дают рекомендации к освобождению от занимаемых должностей работников этой категории.

Руководители органов и организаций  образования своеобразно толкуют нормы действующего законодательства.

Согласно п.1 ст. 51 Закона РК "Об образовании" к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям.  В настоящей норме речь идет об общих требованиях к лицам, допускаемым к педагогической деятельности, в части наличия у них образования. Законом определено, что на должности педагогических работников и приравненных к ним лиц могут быть приняты только те граждане, которые имеют специальное педагогическое образование, а в некоторых случаях лица, имеющие какое-либо профессиональное образование, которое соответствует профилю работы.

Здесь следует разобраться в некоторых понятиях и терминологии.

Педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания. Безусловно то, что данным видом деятельности могут заниматься лица, имеющие соответствующую образовательную подготовку, необходимые навыки и умения.

Полагаем, что словосочетание "специальное педагогическое" образование, обозначенное в ст. 51 Закона РК "Об образовании"  является не совсем удачным. Подобного понятия, как в нормативно-правовом определении, так и в обычной практике, не существует. Очевидно, что здесь речь идет о педагогическом образовании, как таковом. Следует заметить, что в некоторых случаях закон позволяет допуск к этому виду деятельности не только лиц, имеющих педагогическое образование, но и лиц, которые обладают иным профессиональным образованием.

Профессиональное образование, в общепринятом понимании этого термина, – это процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. Таким образом, педагогическое образование также является профессиональным образованием, одним из его видов.

Из этого следует, что норма права, изложенная в п. 1 ст. 51 Закона РК «Об образовании», содержит в себе неточности, не конкретные определения, что и является причиной её различного толкования и неверного применения.

Необходимо разобраться, что значит профессия, специальность, профиль, квалификация.

В общепринятом понимании этого слова, профессия (от лат. professio– официально указанное занятие) – это вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяемыми орудиями или средствами труда (педагог, юрист, и т.д.). Многие профессии подразделяются на специальности.

В свою очередь, специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин (например, профессия – учитель, специальность – математика, физика; профессия – врач, специальность – терапевт, педиатр и т.д.)

Понятие специальность в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении; в сфере труда – как категорию, характеризующую особую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться и к рабочим профессиям, и к профессиям специалистов. На основании специальности мы определяем, какими видами деятельности готов заниматься человек, в какой отрасли он может работать. Таким образом, специальность – совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

Специализация (профиль) в образовательной системе – это углублённое изучение относительно узкого поля деятельности, в рамках специальности, обеспечивающее необходимый уровень компетенции специалиста, предназначенной для выполнения некоторой работы. Профиль или специализация определяет основное направление дальнейшей профессиональной деятельности.

Что касается профессиональной квалификации, то термин квалификация означает уровень развития специальных способностей  работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде. Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков, умений, которыми владеет работник и которые являются его важнейшей социально-экономической характеристикой.

Квалификация есть отражение уровня профессионального мастерства субъекта. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную квалификацию – уровень мастерства, который человек действительно может проявлять.

Должность – документально фиксируемое проявление профессии.

В практике применения труда принято определять необходимый уровень подготовленности кандидата на осуществление той или иной трудовой функции с помощью квалификационных характеристик по должностям.

Так в п. 8 ст. 101 Трудового кодекса РК говорится о том, что квалификационные требования к работникам устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.

Пунктом 3 ст. 125 ТК РК определено, что типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций различных видов экономической деятельности разрабатываются и утверждаются уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду.

Для системы образования Министерством образования и науки Республики Казахстан разработаны Типовые квалификационные характеристики по должностям педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденные приказом от 13 июля 2009 года № 338.

Все квалификационном характеристики имеют в себе три раздела:

«Должностные обязанности» – основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.

«Должен знать» – перечень основных требований, предъявляемых к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

«Требования к квалификации» – уровень профессиональной подготовки работника необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы.

При приеме на работу того или иного кандидата требуется сопоставление имеющейся у него квалификации (профессия, специальность, квалификация) с требованиями соответствующей квалификационной характеристикой. Возьмем, к примеру, должность "учитель", квалификационные требования к которой определены типовой квалификационной характеристикой для учителей всех специальностей, утвержденной названным выше приказом Министра образования и науки РК.

Требования к квалификации:

специалист высшего уровня квалификации без категории, в том числе, учителя информатики, самопознания, музыки, изобразительного искусства, преподаватель-организатор НВП, технологии, физической культуры, черчения, учителя специальных дисциплин специализированных организаций образования, учителя курсов вариативной части рабочего учебного плана – высшее педагогическое образование по соответствующей специальности без предъявления требований к стажу работы;

- специалист среднего уровня квалификации без категории, в том числе, учителя информатики, самопознания, музыки, изобразительное искусство, преподаватель-организатор НВП, технологии, физической культуры, черчения, самопознания, учителя специальных дисциплин специализированных организаций образования, учителя курсов вариативной части рабочего учебного плана – техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.

Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:

специалист высшего уровня квалификации второй категории
:
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование по соответствующему профилю и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или наличие академической степени магистра без стажа работы;

специалист высшего уровня квалификации первой категории:
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет, или наличие ученой или академической степени и стаж работы в должности учителя не менее 2 лет;

специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет или наличие ученой или академической степени и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;

специалист среднего уровня квалификации второй категории:
Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;

специалист среднего уровня квалификации первой категории:
Требования к квалификации: техническое и профессиональное образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет.

специалист среднего уровня квалификации высшей категории:
Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет.

При внимательном изучении указанной типовой квалификационной характеристики видно, что наличие педагогического образования по конкретной специальности или профилю обязательно для:
- учителя высшего уровня квалификации без категории;  
- учителя высшего уровня квалификации второй категории.

Для других учителей обязательным является наличие педагогического образования без указания на специальность.  

Рассмотрим квалификационную характеристику по должности "воспитатель организации дошкольного воспитания и обучения".

Требования к квалификации: высшее педагогическое или техническое и профессиональное педагогическое образование.

Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:
специалист высшего уровня квалификации без категории: высшее педагогическое образование;

специалист среднего уровня квалификации без категории: техническое и профессиональное педагогическое образование;

специалист высшего уровня квалификации второй категории:
должен отвечать требованиям, предъявляемым воспитателю организации дошкольного воспитания и обучения, иметь стаж работы в должности не менее 2 лет;

специалист высшего уровня квалификации первой категории:
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности организации дошкольного воспитания и обучения не менее 3 лет;

специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
Требования к квалификации: должен  иметь высшее педагогическое образование и стаж работы не менее 5 лет;

Специалист среднего уровня квалификации второй категории:
Требования к квалификации: техническое профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности воспитателя дошкольной организации не менее 2 лет;

специалист среднего уровня квалификации первой категории:
Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности воспитателя не менее 3 лет;

специалист среднего уровня квалификации высшей категории:
Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности воспитателя не менее 5 лет.

Из приведенной типовой квалификационной характеристики следует, что одним из основных квалификационных требований, предъявляемых к воспитателю, является требование по наличию у него педагогического образования без указания на специальность.

Полагаем, что делать выводы о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности без рассмотрения квалификационных требований, определенных типовой квалификационной характеристикой, нельзя.

Следует также знать, что согласно п. 13 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров" не допускается расторжение трудового договора с работником по причине несоответствия его занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации  по мотиву отсутствия специального образования, если оно, согласно законодательным актам, не является обязательным условием при заключении трудового договора.

Закон РК «Об образовании» и другие законодательные акты  в нашем случае, не содержат в себе указания на наличие у педагогического работника определенной специальности, а определяют общие требования по допуску их к педагогической деятельности. Это значит, что в отдельных исключительных случаях, трудовую деятельность в сфере образования по той или иной должности может осуществлять лицо, имеющее педагогическое образования по иной специальности.

Наличие подобного запрета могло бы создать серьезные проблемы. Так, например, в интернатных организациях воспитателями работают педагоги различных педагогических специальностей по той причине, что  специалистов с конкретно обозначенной по этой должности трудовой функцией учебные заведения не готовят.

Другой пример, в прошлом на педагогические должности принимались лица, не имеющие соответствующего образования по специальности, однако за долгие годы работы эти лица приобрели необходимые знания, умения и навыки. Они неоднократно подвергались аттестации на предмет определения их уровня квалификации, проходили обучение на курсах повышения квалификации, обеспечивают выполнение своих трудовых обязанностей. Претензий к качеству их труда никто не имеет. Справедливо ли сегодня требовать их отстранения от работы по той причине, что специальность в их дипломах не соответствует специальности по должности?

Подробнее ...
12
янв

Вопрос о принудительной подписке

В соответствии с п. 2 ст. 20 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.Следовательно, граждане сами определяют из каких средств массовой информации они будут получать информацию.
Подробнее ...