Республика Казахстан, 010000, г. Астана, проспект Абая, 38, офис 308
Тел/факс: +7 /7172/ 21-04-54 E-mail: proin.kz@mail.ru interdepkz@gmail.com

  Статьи

Интервью М.Т.Амантаевой корреспонденту республиканской профсоюзной газеты "Қазақстан Қәсіподағы" - "ЗА ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ ОТВЕТСТВЕННЫ ВСЕ"
10 октября 2017

Сегодня одним из актуальных вопросов, активно обсуждаемых в обществе являются проблемы школьной реформы. Каковы главные приоритетные направления деятельности самой массовой общественной организации страны, в рядах которой более  650 тысяч  учителей, педагогов - тема нашей беседы с Майрой Тургановной Амантаевой, председателем Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки.

Нашу беседу я хотела бы начать с важного для всех нас Программного документа – Послания Главы государства «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Президент страны Н.А.Назарбаев в числе пяти приоритетов, выдвинутых в своем обращений к народу особое значение придает четвертому приоритету – улучшению качества человеческого капитала – вопросам развития сферы образования, которое должно стать центральным звеном новой модели экономического роста Казахстана.

Да, в последнее время много говорится, что образование должно модернизовать не только форму, но и содержание. Как вы знаете, в стране на реализацию этой главной задачи направлена Государственная программа развития образования и науки на 2016-2019 годы. Вместе с тем Президент  поставил новые задачи и подчеркнул что, учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Нужно уделить большое внимание формированию IT- знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи.

Президент ставит  задачу сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для ее реализации потребуется решить вопросы нехватки квалифицированных кадров, мотивации сельских педагогов.

В соответствии с установками Главы государства в стране будет реализован проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».  С 1 января 2017 года практически, реализация этого проекта начата.

В Республике есть хороший опыт – это внедрение дуальной системы обучения и сотрудничества с зарубежными образовательными центрами. Эта работа, по мнению Президента, должна быть продолжена. Глава государства очень правильно заметил, когда сказал, что в первую очередь бесплатное образование должно охватить безработную и самозанятую молодежь, а также людей трудоспособного возраста, не имеющих профессионального образования. Особое внимание надо обратить подготовке рабочих специальностей, в которых остро нуждается сегодня производственная сфера. В этом вопросе, как нам кажется, главным должен быть результат – обязательное трудоустройство выпускников коллежей, других учебных заведений, обучившихся по программе «Бесплатное  профессионально-техническое образование для всех». В решении этих и других вопросов профсоюзным организациям совместно с организациями ТиПО предстоит возрождать работу по профориентации учащейся молодежи,  наставничество, которые активно проводились в нашем обществе, как говорится в старые добрые времена, повсеместно укреплять связи между производством и школами, учебными заведениями.

В Послании поставлен вопрос поэтапного перехода на трехъязычное образование.На сегодня это очень важный аспект, на который указал Президент. Здесь необходимо заметить следующий момент: - казахский язык сохранит свою доминирующую позицию, его дальнейшему развитию будет уделяться постоянное внимание. Вместе с тем, для создания необходимых условий подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях открытого общества в образовательную программу внедряется изучение трех языков. Это – государственный казахский язык, язык официального общения – русский и английский языки, как необходимое условие для мировой интеграции.

Все это  является выражением огромной заботы и поддержки образования, но в то же время ставит перед государством, органами образования и обществом ответственные задачи по профессиональному росту учителей, повышению их социального статуса, и в первую очередь решению социальных проблем работников отрасли.

Учитывая важность и актуальность вопросов, поставленных в Послании Главы Государства,  25 марта т.г. в г. Алматы состоялось республиканское собрание профсоюзного актива, участники которого обсудили главные направления деятельности профсоюзных организации  как реализовать работу по представительству   и защите социально – трудовых прав и интересов работников отрасли в условиях реформирования сферы образования. Участники собрания  отметили, что в сфере образования добиться поставленных задач в свете Послания Главы государства можно будет только тогда, когда мы сможем поднять престиж профессии учителя. Это задача не одного дня и не только школы, органов образования, профсоюзных организаций, но всего казахстанского  общества.

В целях поддержки Послания, популяризации его основных стратегических направлений в школах, учебных заведениях проведены внеклассные мероприятия, основной задачей которых было разъяснение Послания, обсуждение вопросов, ориентированных на формирование активной жизненной позиции, особенно молодежи.

Участники собрания профсоюзного актива всецело поддержав Послание Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»  приняли резолюцию и обратились всем членам отраслевого профсоюза принять активное участие в реализации задач и установок, обозначенных Главой государства.

В продолжение этой темы – в эти дни казахстанцы, обсуждая статью Главы Государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».  Ваши впечатления от этого документа?

По сути, и по содержанию, эта статья - логическое продолжение Послания Президента «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», о которой мы только что вели разговор. В отличие от Послания, статья является программой духовного обновления казахстанского общества, которая открывает новые перспективы для нашего государства. Мы воспринимаем статью Лидера нации как стратегический документ, логический продолжающий систему мер по модернизации экономики, политики и социальной жизни казахстанцев, о которых Президент неоднократно говорил во всех своих ежегодных Посланиях народу Казахстана.

Как подчеркивает в статье Н.А.Назарбаев, сегодня актуальным является видение того, «как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей».

Важно отметит, что Глава государства, каждому гражданину страны, обществу в целом, политическим партиям и движениям, всем государственным органам и общественным организациям дает установку провести работу над собой: проанализировать текущее состояние, определиться, где вы сейчас находитесь, понять, что нужно сделать всем и каждому из нас, чтобы деятельно участвовать в преобразовании общественного сознания на основе реализма и прагматизма.

Мы должны понять и осознать, это не просто сказанные слова, Н.А. Назарбаев хорошо зная свой народ, наше общество, их проблемы, особенно молодежи, считает, что у нас еще немало вопросов, которые вызывают беспокойство в обществе. И я как педагог, как руководитель общественной организации рекомендую молодежи внимательно изучить программную статью Главы государства, в которой отражены ключевые духовные ценности современного Казахстана.

В этой статье Глава государства также подробно и детально снова рассматривает место и роль системы образования, личности педагога и учителя в модернизации общественного сознания, развитии современного Казахстана.

«Каждый казахстанец должен понимать, что образование  - самый фундаментальный фактор успеха в будущем». Несмотря на трудности и сдерживающие объективные и субъективные факторы модернизации и реформирования системы образования, в Казахстане созданы условия для увеличения образовательных инвестиций, улучшения его качества и выхода на международный уровень.

Современный учитель должен быть проявлением мира, толерантности, любви, ненасилия, уважительно относиться к детям, видеть в каждом ребенке личность, индивида, который может раскрыться тогда, когда учитель создаст для этого условия. Поэтому, направления работы по модернизации подготовки и переподготовки педагогических кадров, усиление государственной поддержки и стимулирование учительского труда, активная пропаганда высокой миссии учителя, опыта и достижений наших лучших наставников-педагогов, должна оставаться как и прежде приоритетными направляющими деятельности как и органов образования, школы, так и всех профсоюзных организаций.

В связи с этим скажите, какие задачи решают сегодня профсоюзные организации в условиях реформирования сфере образования, особенно в реализации своих защитных функции, повышении статуса и престижа школьного учителя?

Прежде всего, хочу отметить, что вся работа отраслевого профсоюза направлена на последовательное выполнение решений XIII съезда Профсоюза, «Основных направлении деятельности Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки на 2014-2019 годы», принятых на профсоюзном  съезде.

Важно отметить, деятельность профсоюзных органов и организации в этот период проходит  в условиях активной модернизации и реформирования казахстанского образования, введением новых подходов и стандартов в этой сфере. Задача профсоюзных органов и организации в этих условиях – это и наша уставная цель – представительство и защита прав и интересов членов профсоюза, работников отрасли, совершенствование социального партнерства. Это на сегодня основной инструмент сохранения стабильности в обществе и достижения своих целей в деле защиты прав и интересов работников. Для решения этой задачи между Министерством образования и науки и отраслевым профсоюзом образования  и науки сложилось конструктивное взваимодействие. В данное время ведем работу по реализации отраслевого соглашения на 2015-2017 годы, что поможет решить ряд важнейших проблем в учительской среде, в том числе и вопросы оплаты, условий труда работников образования. Соглашением регулируются максимальные размеры доплат и надбавок к должностным окладам, продолжительность рабочего времени педагогов, гарантий и компенсаций и доплат за труд учителя. Отраслевой Совет и членские организации отстаивали и проводили свои позиции по этим вопросам в ходе переговоров на заседаниях комиссии по социальному партнерству, при участии в подготовке предложений к законопроектам, касающихся социальных проблем педагогов.

Все мы понимаем -  важно иметь не только хорошие программы и соглашения, а необходимо добиваться их неукоснительного выполнения и  реализации.  Поэтому, вопросы защиты прав и интересов работников постоянно рассматривалось на заседаниях отраслевой комиссии по социальному партнерству, коллегиальных органов профсоюзных организаций. В апреле 2016   года, Напрример,  Отраслевой Совет рассмотрел вопрос «Об участии профсоюзных органов в реализации Государственной программы развития образования и науки в Республике Казахстан на 2016-2019 годы».

В этой работе для нас, профсоюзных организации первоочередной задачей является достижение целей программы по улучшению условии труда работников отрасли, повышение   статуса педагогического труда.

Не так давно, 22 сентября т.г. Вы участвовали на Парламентских слушаниях по проблемным вопросам развития системы образования в Казахстане. Какие  вопросы  обсуждались на заседании Парламента?

Основной вопрос, который ставился и рассматривался на Парламентских слушаниях – это безусловно, необходимость повышения эффективности проводимой школьной реформы. И здесь на первый план выдвигается, как мы уже отметили, проблемы повышения статуса профессии педагога.

В своем  выступлении председатель Сената К.Ж.Токаев отметил: «Высокопрофессиональный и мотивированный учитель – гарантия успеха системы среднего образования. Нам следует более активно пропагандировать их труд. К сожалению, уровень зарплаты работников образования держится в числе самых низких в стране  - 66% от среднереспубликанского уровня»

Председатель Сената призвал Правительство рассмотреть с учетом экономических реалий вопрос о повышений доходов учителей. Хочу заметить, в моей памяти за многие годы, это, пожалуй, первый раз когда с трибуны высокого Парламента -  высшего законодательного  государственного органа страны официально была озвучена реальная ситуация о социальном положении казахстанских учителей. Это говорит о многом, проблемы повышения престижа педагогической профессии  становится всеобщей задачей.

Если сказать о позиции нашего отраслевого профсоюза к этой важной проблеме  - повышении и совершенствовании оплаты труда работников отрасли, для нас они всегда были и остаются приоритетными.  Работа по вопросам касающихся заработной платы работников сферы образования велась постоянно и последовательно. Основные требования профсоюза по оплате труда учителей неоднократно озвучивались в наших обращениях в адрес Парламента и Правительства.  Они ставились на всех съездах отраслевого профсоюза, Федерации профсоюзов Республики Казахстан. 

Мы очень надеемся, что финансовое положение страны позволит уже в ближайшее время реально повысит уровень доходов работников сферы образования. Дальнейшее затягивание этого вопроса может привести к серьезным социальным проблемам. По этой причине,  т.е. из-за низкой заработной платы уже сегодня молодые люди не стремятся связать свою жизнь со школой. Главными причинами нежелания молодежи идти в образование является также и отсутствие других социальных гарантии, например, муниципиального или ведомственного жилья. Таким образом, в сфере образования возникает большой кадровый голод, на молодых креативных специалистов, который ярко проявляется не только в сельской, но и в городской местности.

Глава Сената остановился также на других недостатках системы образования Казахстана – обучение в школах по-прежнему  ориентировано на получение формальных результатов, реальные знания отходят на второй план. Не секрет, что в школах основной упор делается на успешную сдачу ЕНТ. Процесс обучения направлен на получение хороших показателей для школы, от которых зависит ее рейтинг.

Сенаторы обменялись мнениями по вопросам совершенствования законодательного регулирования системы среднего образования. В этом вопросе Отраслевому Совету профсоюза, членским организациям необходимо будет принять свое участие, тем более у нас имеются немало проработок и предложений, касающихся по данной проблеме.

Важнейшими вопросами для отрасли также является вопрос совершенствования системы оплаты труда. На протяжении многих лет профсоюз работников образования и здравоохранения не раз ставили перед Правительством необходимость радикального решения данной проблемы, нами были внесены конкретные проекты Постановлений Правительства, однако на сегодня вопрос так и не решился, не создана справедливая модель, которая бы обеспечивала прямую зависимость размера заработной платы от количества, качества и сложности труда работника.

 Сторона профсоюза неоднократно выражала Министерству готовность к участию  в нормотворчестве    по вопросам регулирования социально трудовых отношений в сфере образования. И сегодня результатом этих требований явилось создание рабочей группы по разработке предложений по  совершенствованию действующей системы оплаты труда, повышению статуса педагогических работников. Отраслевым Советом профсоюза подготовлены и направлены в адрес социальных партнеров предложения по действующей системе  оплаты труда, аттестации педагогических работников, рекомендации по отдельным вопросам трудового законодательства в ходе организации рабочего времени и времени отдыха педагогических работников. Все наши предложения исходят из практики работы на местах, с которыми мы сталкиваемся  повседневно при встречах с работниками отрасли.

           Один из главных вопросов деятельности профсоюзных организаций  - это правовая защита. Что делают, по этому важному вопросу отраслевой профсоюз и его организации на местах? 

XIII съезд Профсоюза, который выработал  Платформу действий отраслевого профсоюза на ближайщие 5 лет, поставил главную задачу  - поднять на новый уровень правозащитную деятельность.

Подводя некоторые итоги работы на этом важном участке профсоюзной деятельности, необходимо отметить самое главное. Анализируя ситуацию, о причинах и недостатках за истекший период работы, мы обратили внимание: эта работа отраслевым Советом, областными и территориальными комитетами в большинстве случаев велась, если так можно сказать, в целом и вообщем. Поэтому Отраслевой Совет поставил задачу - создать необходимую Платформу для организации эффектиной правозащитной работы в профсоюзе.

Нами приняты основополагающие локальные правовые акты: Положение о правовой службе, Инструкция по организации общественного конртоля за исполнением трудового Законодательства. В типовые штаты членских организации – областных и территориальных комитетов введены должности правовых инспекторов.   Разработаны показатели работы провавой службы, включающие в себя широкий спектр вопросов: контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, защите социально - трудовых прав и интресов работников, оказанию консультативно-правовой помощи профсоюзным организациям и членам профсоюза, вопросы досудебной и судебной защиты прав и интересов работника и много других вопросов.  По итогам каждого полугодия областные и территориальные комитеты по всем этим показателям представляют в Отраслевой Совет профсоюза подробную информацию. Мы это не считаем бумаготворчеством, а наоборот, дает возможность отраслевому профсоюзу держать ситуацию под контролем.

И сегодня я с уверенностью могу сказать: в этой сфере у нас сложилась эффективная система работы.

Вот некоторые данные о резултатах работы правозащитной деятельности Профсоюза. Во-первых на сегоднящний день численность работников правовой службы по сравнению 2014 годом увеличилась в 3 раза и сегодня насчитывается 43 специалистов. Только в I полугодии 2017 года работниками правовой службы членских организации проверено свыше  3000 организации на предмет исполнения трудового законодательства, выявлено 2048 различных нарушений, работодателям направлено 894 предложений по устранению этих нарушений. По итогам проверок восстановлено на работе 22 работника, предотвращено 79 незаконных увольнений.  Можно и дальше приводить положительные примеры работы, но главное, эти данные не только перечень «сухих» сведений, это результат каждодневной кропотливой работы, над  совершенствованием которой еще предстоит работать и дальше.

К сожалению, отдельные членские организации не в полной мере используют свое право на общественный контроль за исполнением трудового законодательства, невысоким  остается   эффективность проводимых проверок.  Поэтому профсоюзные органы всех уровней должны этим направлением работы заниматься повседневно.  Нам не надо забывать о том, что правовая защита членов профсоюза – это главный, ключевой показатель эффективности работы каждой профсоюзной организации. Сумеем мы  на практике  защитить трудовые права и интересы конкретного работника, члена профсоюза – значит, будет и вера, в нашу организацию.

В свою очередь, Отраслевой совет профсоюза свою основную задачу видит в повышении эффективности правовой учебы профсоюзных юристов, которая проводится на постоянной основе.   Для этого у Отраслевого Совета профсоюза имеется достаточно опытных и грамотных юристов и специалистов, разработана соответствующая нормативно-правовая база и методические рекомендации. Практически, все семинарские занятия у нас востребованы и проходят на высоком организационном и методическом уровне. К примеру, 20-21 апреля т.г. в г Таразе, на базе Жамбылской областной профорганизации состоялся республиканский  семинар на тему «О задачах правовой службы профессионального союза по защите прав и интересов работников в условиях реформирования сферы образования и науки», участники которого были работники правовой службы областных, территориальных комитетов организации отраслевого профсоюза и профсоюзный актив Жамбылской областной профсоюзной организации.

На этом семинаре кроме руководителей правовой службы отраслевого профсоюза и областных комитетов приняли участие и выступили руководители правовых служб  Жамбылской области – прокуратуры, областного суда, департамента по труду и т д.

Всего несколько дней назад многотысячная армия работников образования Казахстана отметила свой профессиональный праздник – День учителя. Сегодня 5 октября отмечается Международный праздник – Всемирный День учителя.

Ваши пожелания в связи с праздником.

Профессия учителя во все времена была ключевой фигурой не только в школе, в сфере образования, но, как мы уже отметили, во всем обществе. Своим самоотверженным трудом учитель закладывает основы завтрашнего дня, помогает нашим детям определить будущее призвание, выбрать жизненный путь, среди них немало профессионалов своего дела, которые с достоинством несут высокое и почетное звание «Учитель».

От имени Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки искренне выражаю слова благодарности всем учителям и педагогам за их бескорыстный и честный труд.

Пользуюсь Вашей газетой, Поздравляю всех педагогов с профессиональным праздником. Желаю творческих успехов, любви и признание своих учеников. Доброго здоровья и благополучия!

Спасибо, Вам, Майра Тургановна, за содержательную и интересную беседу. Желаем Вам творческих успехов в работе.   

Архив новостей

2014

2015

2016

2017

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс


 
  Полезные ссылки