Республика Казахстан, 010000, г. Астана, проспект Абая, 38, офис 308
Тел/факс: +7 /7172/ 21-04-54 E-mail: proin.kz@mail.ru interdepkz@gmail.com

  Международное сотрудничество

«Улучшение профессиональных навыков в профессионально-техническом образовании» - семинар в г.Мюнхене (Германия)
11 мая 2017

4-5 мая 2017 года в г.Мюнхене (Германия) Европейский комитет профсоюзов образования при поддержке Европейского института профсоюзов провел очередной семинар на тему: «Улучшение профессиональных навыков в профессионально-техническом образовании». В этом году участниками  семинара по ПТО были не только слушатели из стран Европейского Союза и стран-кандидатов в ЕС, но также из стран, не входящих в ЕС - Армении, Грузии, Казахстана, Косово, Украины  и Таджикистана, всего 25 человек.

Участники семинара обсудили проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и тренеры профессионально-технического образования и повышения квалификации. Большое внимание было уделено вопросам улучшения профессиональных навыков студентов и преподавателей всех форм ПТО. Что касается достижения высокого качества профтехобразования и повышения квалификации, то перед профсоюзами образования стоят общие проблемы, связанные с недостаточным инвестированием в систему  профтехобразования, низким престижем работников ТиПО и, соответственно, низкой заработной платой, а также недостаточным социальным диалогом или, в отдельных случаях, его отсутствием.

Из презентации Альбина Малуряну (Германия) слушатели узнали о системе немецкого ПТО и повышении квалификации,  о проблемах преподавателей. Участники побывали в Школе автомобильного сектора, которая готовит инженеров по грузовым автомобилям, специалистов по вулканизации и персонал для обслуживания железных дорог. Директор школы Джо Ламмерс   рассказал  гостям о работе своей школы: в профессиональной  школе обучается 2300 студентов, работает 80  преподавателей, из них 4% женщины. Школа готовит механотроников, авторемонтников, машинистов и представителей других профессий, связанных с  авто и железнодорожным транспортом.

В Германии внедрена дуальная система профессионального образования, когда обучение в профессиональной школе сочетается с практической подготовкой на предприятии. Обучение в школе длится 3,5 года,  в  течении которых  студенты 12 часов в неделю изучают теорию в школе, остальное время проходят стажировку в компании. Предприятие выплачивает студентам-стажерам ежемесячную заработную плату в размере 600 евро, что приблизительно равно трети зарплаты квалифицированного работника.

В школе преподаются как специальные предметы для данной профессии, так и общеобразовательные, например, немецкий язык, политика и экономика, физкультура и религия, атеисты изучают этику. 50% студентов школы – мигранты, при этом у них должно быть гражданство Германии, ЕС или вид на жительство в Германии с правом на работу, так как для того,  чтобы поступить  в профессиональную школу, нужно найти место для производственной практики, устроиться там учеником, и уже потом предприятие направляет на обучение. После завершения обучения, студенты могут остаться дальше работать в этой компании, либо искать новую работу.

Заработная плата преподавателей технического и профессионального образования Германии является одной из самых высоких в Европе (первое место занимает Швейцария).

Во второй день семинара Энн Ванден Бюльке из Европейской комиссии представила последние отчеты ЕС относительно навыков преподавателей и инструкторов ПТО, необходимых для интеграции беженцев и мигрантов, а также решения проблемы оцифровки и потребности рынка труда.

Участники семинара имели возможность поделиться и проанализировать положительный опыт стран-участников по поддержке преподавателей и решении новых задач в системе ПТО и ученичества. Например, Финляндия и Нидерланды поделились опытом сочетания программы профессиональной квалификации для учащихся-иммигрантов с изучением языка принимающей страны; в Германии функционируют школы довузовской интеграции, где беженцы в течение двух лет изучают немецкий язык и другие предметы средней школы в профессионально-технических училищах, чтобы иметь полную квалификацию для входа в систему VETdual.  Представители государств, не входящих  в ЕС рассказали о состоянии ТиПО в своих странах.  Участник семинара от Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки – Абиева А.  проинформировала о состоянии профессионально-технического образования в республике, о разработке Национальной рамки квалификаций и  внедрении с 2017 года нового проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», которое поможет молодым людям, закончившим среднюю школу,  получить первую рабочую специальность бесплатно.


 
  Полезные ссылки