-
Режим рабочего времени педагогических работников в условиях перехода на пятидневную учебную неделю
В адрес руководства Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки поступает масса обращений работников отрасли и руководителей организаций образования по вопросу режима рабочего времени педагогических работников в условиях перехода на пятидневную учебную неделю. Из поступивших обращений следует, что органы управления образования на местах обязывают педагогических работников присутствовать на рабочем месте в субботу каждой недели.
Настоящим разъясняем следующее:
В соответствии со ст. 71 Трудового кодекса Республики Казахстан пятидневная или шестидневная рабочая недели устанавливаются работодателем в соответствии с условиями трудового и коллективного договоров или актом работодателя.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования определяется его учебной нагрузкой и планами учебно-воспитательной работы организаций образования.
Подпунктом 1) п. 7 ст. 52 Закона Республики Казахстан «Об образовании» нормативная учебная нагрузка для исчисления месячной заработной платы педагогических работников организаций среднего общего образования установлена в объеме 18 часов в неделю.
Рабочее время педагогических работников имеет определенные особенности. Оно состоит из двух частей: первая часть – время проведения занятий, которое может нормироваться и учитываться; вторая часть – время проведения другой педагогический деятельности, которая объективно не может нормироваться и учитываться.
Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования (педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в «астрономических часах» и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся 1 класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 40 минут.
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом организации образования и правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и может быть связана с:
- выполнением обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
- организацией и проведением методической, диагностической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
- временем, затрачиваемым непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
- дежурствами в организации образования в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи;
- выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Дни недели (периоды времени, в течение которых организация образования осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.
Таким образом, продолжительность рабочего времени учителя определяется расписанием уроков, а также планами работы школы. В табеле учета рабочего времени учителя фиксируются только часы работы, связанные с преподаванием предметов, время затраченное на выполнение обязанностей по внеурочной деятельности в табеле не учитывается.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
При этом следует учесть, что одной из задач современной школы является совершенствование организационных форм физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и культурно-массовой работы в шестой школьный день.
Таким образом, при пятидневной рабочей неделе присутствие учителей в школе в субботние дни необязательно, если они не задействованы по плану общешкольных мероприятий или если это не запланировано личным планом работы учителя.
Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установлена нормативная учебная нагрузка, устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом РК. Согласно п. 1 ст. 68 Трудового кодекса РК нормальная продолжительность рабочего времени для таких работников не должна превышать 40 часов в неделю, а по условиям региональных отраслевых соглашений – 36 часов в неделю.