• +7 (7172) 21 04 54
  • proin.kz@mail.ru
  • Қазақ
  • Русский
  • Мобильное приложение
КАЗАХСТАНСКИЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • О нас
    • История профсоюза
    • Учредительные документы
    • Руководство
    • Члены Центрального Комитета
    • Члены Исполкома
    • Члены Ревизионной комиссии
    • Членские организации
  • Профсоюзу - 100 лет
  • Документы
    • Постановления коллегиальных органов
    • Нормативные документы
    • Библиотека
  • Деятельность
    • Социальное партнерство
    • Правовая служба
    • Решения и постановления судов
    • Охрана труда
    • Молодежная политика
    • Профсоюзное обучение
    • Международное сотрудничество
    • Информация о деятельности Отраслевого профсоюза
    • Комиссия по делам женщин
  • Пресс-служба
    • Новости
    • Новости территориальных организаций
    • Статьи
  • Галерея
    • Фото
    • Видео
  • Вопрос-ответ
    • Аттестация
    • Оплата труда
    • Рабочее время и время отдыха
    • Трудовой договор
    • Прочее
  • Конкурсы
    • Конкурсы

Прочее

  • Главная
  • Прочее
  • ПРОФСОЮЗ РАЗЪЯСНЯЕТ

ПРОФСОЮЗ РАЗЪЯСНЯЕТ

🌀 Среди многочисленных вопросов, поступающих в Отраслевой профсоюз от учителей школ, значительное место занимают вопросы, связанные с расписанием уроков, количеством допустимых промежутков времени между занятиями. (В расписании много «окон», законно ли это? Какие нормативные акты регулируют порядок составления расписания и т. п.?). В связи с этим предлагаем следущее разьяснение:

✅ Расписание - ключевой момент в работе педагогического коллектива и обучающихся. От того, насколько верно оно составлено, зависит работоспособность всех участников учебного процесса и общая эффективность проводимых занятий.

▫️Чтобы обучающиеся лучше усваивали знания, а труд педагогов был продуктивным, необходимо составлять расписание в соответствии с требованиями СанПиН.

🔸При составлении расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность учебной дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд организации образования, определенная нагрузка на обучающихся, равномерное распределение нагрузки для учителей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много и каждый из них имеет свою значимость.

🔹Организации образования при разработке расписания обязаны руководствоваться санитарными правилами, которые определяют учебную нагрузку, максимально допустимую в течение дня и недели, чередование видов деятельности и продолжительность уроков и перемен. Необходимо также учитывать гигиенические требования к нагрузке на учащихся, чтобы избежать длительных перерывов и чрезмерной усталости.

▪️Количество свободных промежутков времени («окон») в расписании занятий не имеет установленного нормативными правовыми актами числа, но их следует минимизировать для обеспечения оптимального варианта и положительной динамики работоспособности учеников и учителей. Правильное составление расписания предполагает распределение предметов с учетом чередования видов деятельности и избегание перегрузки, а не создание свободных временных блоков. Продолжительные «окна» могут снижать общую эффективность учебного процесса как для учеников, так и для учителей.

✔️Расписание должно быть составлено так, чтобы обеспечить равномерную и оптимальную учебную и внеучебную нагрузку, что положительно скажется на результатах обучения и самочувствии всех участников образовательного процесса.

📌 Согласно п.71 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-76 (далее – Санитарные правила) продолжительность урока в общеобразовательной организации не должна превышать 45 минут.

💤В первых классах применяют "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. В сентябре планируют три урока по 35 минут, с октября по 45 минут. С проведением на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз.

‼️ Для учащихся первых классов в течение года должны быть дополнительные недельные каникулы.

✅ В соответствии с п. 72 Санитарных правил недельная учебная нагрузка в общеобразовательных организациях не должна превышать указанных норм в приложении 3 Санитарных правил.

🔰Согласно п 73, п. 74 Санитарных правил проведение сдвоенных уроков в начальной школе не допускается. При составлении расписания уроков учитывается динамика умственной работоспособности учащихся в течение дня и недели и используется таблица ранжирования предметов по трудности в соответствии с приложением 4 к Санитарным правилам. Школьное расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.

♻️ Факультативные занятия планируют в дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

⚠️ Следует помнить, что согласно Отраслевому соглашению о социальном партнерстве по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников сферы просвещения на отраслевом уровне на 2024-2026 годы (пункты 6.3 и 6.4) составление расписания занятий осуществляется с учетом рационального использования рабочего времени педагога, не допускающего длительных перерывов между занятиями.

❇️ Часы, свободные от проведения занятий, дежурств, участия во внеурочных мероприятиях, предусмотренных планом организации образования (заседания педагогического совета, родительские собрания и т.п.), педагог использовать по своему усмотрению.

🔻 Следует учесть, что чрезмерно много свободных промежутков времени, на деле может вести к снижению концентрации перед следующим занятием или к общей перегрузке, так как приходится длительно ожидать следующего занятия.

↪️ Нормативные документы, такие как СанПиН, требуют распределять предметы с учетом дневной и недельной динамики работоспособности, что подразумевает плавное чередование нагрузок, а не «разрывы» в расписании.

🖇️ Важно чередовать предметы, требующие умственного напряжения, с более легкими или подвижными (например, физкультура).

📍 Для школ существуют отдельные строгие требования, например, что «спаренные уроки не допускаются», за исключением уроков трудового обучения.

📚 Обозначенные выше требования направлены на соблюдение прав педагогов и обеспечение разумного режима рабочего времени, предотвращая длительные периоды незанятости, которые не являются полноценным отдыхом

〽️ Хотя нет конкретной цифры, сколько «окон» может быть у учителя в Казахстане, их количество должно быть таким, чтобы не выходить за рамки рабочего дня и не нарушать права учителя на отдых и нормальную продолжительность труда.

‼️ При этом общее количество «окон» в течении дня, либо в неделю нормами права не регламентируется.

Дата публикации: 13 октября 2025 г.
Поделиться

Фотографии

...
...
...
...
    • Фотографии

    • ...
      ...
      ...
      ...

Категории

  • Аттестация
  • Оплата труда
  • Рабочее время и время отдыха
  • Трудовой договор
  • Прочее

КАЗАХСТАНСКИЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О нас
  • История профсоюза
  • Учредительные документы
  • Руководство
  • Члены Центрального Комитета
  • Члены Исполкома
  • Члены Ревизионной комиссии
  • Членские организации
Деятельность
  • Социальное партнерство
  • Правовая служба
  • Решения и постановления судов
  • Охрана труда
  • Молодежная политика
  • Профсоюзное обучение
  • Международное сотрудничество
  • Информация о деятельности отраслевого профсоюза
Документы
  • Постановления коллегиальных органов
  • Нормативные документы
Пресс-служба
  • Новости
  • Новости территориальных организаций
  • Статьи
Контакты
  • Республика Казахстан
  • 010000, г. Астана, проспект Абая, 38, офис 315
  • Тел: +7 (7172) 210454
  • E-mail: proin.kz@mail.ru

© Все права защищены 2022

  • Условия использования
  • Политика конфиденциальности