
ПРОФСОЮЗ РАЗЪЯСНЯЕТ
Среди многочисленных вопросов, поступающих в Отраслевой профсоюз от учителей школ, значительное место занимают вопросы, связанные с расписанием уроков, количеством допустимых промежутков времени между занятиями. (В расписании много «окон», законно ли это? Какие нормативные акты регулируют порядок составления расписания и т. п.?). В связи с этим предлагаем следущее разьяснение:
Расписание - ключевой момент в работе педагогического коллектива и обучающихся. От того, насколько верно оно составлено, зависит работоспособность всех участников учебного процесса и общая эффективность проводимых занятий.
Чтобы обучающиеся лучше усваивали знания, а труд педагогов был продуктивным, необходимо составлять расписание в соответствии с требованиями СанПиН.
При составлении расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность учебной дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд организации образования, определенная нагрузка на обучающихся, равномерное распределение нагрузки для учителей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много и каждый из них имеет свою значимость.
Организации образования при разработке расписания обязаны руководствоваться санитарными правилами, которые определяют учебную нагрузку, максимально допустимую в течение дня и недели, чередование видов деятельности и продолжительность уроков и перемен. Необходимо также учитывать гигиенические требования к нагрузке на учащихся, чтобы избежать длительных перерывов и чрезмерной усталости.
Количество свободных промежутков времени («окон») в расписании занятий не имеет установленного нормативными правовыми актами числа, но их следует минимизировать для обеспечения оптимального варианта и положительной динамики работоспособности учеников и учителей. Правильное составление расписания предполагает распределение предметов с учетом чередования видов деятельности и избегание перегрузки, а не создание свободных временных блоков. Продолжительные «окна» могут снижать общую эффективность учебного процесса как для учеников, так и для учителей.
Расписание должно быть составлено так, чтобы обеспечить равномерную и оптимальную учебную и внеучебную нагрузку, что положительно скажется на результатах обучения и самочувствии всех участников образовательного процесса.
Согласно п.71 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-76 (далее – Санитарные правила) продолжительность урока в общеобразовательной организации не должна превышать 45 минут.
В первых классах применяют "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. В сентябре планируют три урока по 35 минут, с октября по 45 минут. С проведением на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз.
Для учащихся первых классов в течение года должны быть дополнительные недельные каникулы.
В соответствии с п. 72 Санитарных правил недельная учебная нагрузка в общеобразовательных организациях не должна превышать указанных норм в приложении 3 Санитарных правил.
Согласно п 73, п. 74 Санитарных правил проведение сдвоенных уроков в начальной школе не допускается. При составлении расписания уроков учитывается динамика умственной работоспособности учащихся в течение дня и недели и используется таблица ранжирования предметов по трудности в соответствии с приложением 4 к Санитарным правилам. Школьное расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
Факультативные занятия планируют в дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Следует помнить, что согласно Отраслевому соглашению о социальном партнерстве по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников сферы просвещения на отраслевом уровне на 2024-2026 годы (пункты 6.3 и 6.4) составление расписания занятий осуществляется с учетом рационального использования рабочего времени педагога, не допускающего длительных перерывов между занятиями.
Часы, свободные от проведения занятий, дежурств, участия во внеурочных мероприятиях, предусмотренных планом организации образования (заседания педагогического совета, родительские собрания и т.п.), педагог использовать по своему усмотрению.
Следует учесть, что чрезмерно много свободных промежутков времени, на деле может вести к снижению концентрации перед следующим занятием или к общей перегрузке, так как приходится длительно ожидать следующего занятия.
Нормативные документы, такие как СанПиН, требуют распределять предметы с учетом дневной и недельной динамики работоспособности, что подразумевает плавное чередование нагрузок, а не «разрывы» в расписании.
Важно чередовать предметы, требующие умственного напряжения, с более легкими или подвижными (например, физкультура).
Для школ существуют отдельные строгие требования, например, что «спаренные уроки не допускаются», за исключением уроков трудового обучения.
Обозначенные выше требования направлены на соблюдение прав педагогов и обеспечение разумного режима рабочего времени, предотвращая длительные периоды незанятости, которые не являются полноценным отдыхом
Хотя нет конкретной цифры, сколько «окон» может быть у учителя в Казахстане, их количество должно быть таким, чтобы не выходить за рамки рабочего дня и не нарушать права учителя на отдых и нормальную продолжительность труда.
При этом общее количество «окон» в течении дня, либо в неделю нормами права не регламентируется.
Фотографии




-
Фотографии
-