ОБ ОФОРМЛЕНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ РОТАЦИИ ПЕРВЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 ноября 2021 года № 559 утверждены Правила проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования (далее – Правила).
Введение в действие Правил вызывает у практических работников организаций сферы образования вопрос - каким образом производится оформление трудовых отношений при ротации.
В целях предупреждения нарушений трудового законодательства при осуществлении процедуры ротации, предлагаем следующие разъяснения:
Понятие «ротация» содержится в Законе РК «Об образовании». Согласно п.п. 45-1) ст. 1 названного закона ротация первых руководителей государственных организаций образования – это должностные перемещения между первыми руководителями государственных организаций образования, находящихся в введении местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы.
Трудовые отношения между Управлением образования, выступающим в данном случае в качестве работодателя, и руководителями организаций образования (работниками) регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан (далее – ТК РК). Следовательно, результаты ротации должны быть закреплены трудовым договором.
Согласно п. 2 ст. 33 ТК РК при переводе работника на другую работу в действующий трудовой договор вносятся изменения и дополнения в письменной форме в виде дополнительного соглашения в двух экземплярах, подписанных сторонами.
Следует помнить, что уведомление о ротации направляется Управлением согласно п. 13 Правил не позднее, чем за 30 календарных дней до ротации и рассматривается руководителем организации образования, который обязан сообщить о принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня подачи уведомления.
Внесению изменений и дополнений к трудовому договору предшествует акт работодателя о назначении первого руководителя на должность в порядке перевода сроком на 5 лет в соответствии с п. 14 Правил.
Таким образом, при осуществлении ротации дополнительным соглашением к трудовому договору могут быть изменены условия трудового договора:
1) местонахождение организации образования;
2) размер заработной платы;
3) срок действия трудового договора.
Важно помнить, что согласно п. 15 Правил при ротации первых руководителей имеющиеся у них квалификационные категории сохраняются до истечения срока действия.
Прием-передача документов и дел является обязательной процедурой в случае смены руководителя организации. Следует заметить, что ТК РК не содержит в себе норм, регламентирующих порядок проведения приема-передачи. Между тем, при перемещении первых руководителей организаций образования необходимо правильно оформить прием-передачу материальных ценностей, учредительных и иных документов, печати организации и др., так как отсутствие акта приема-передачи впоследствии может создать определенные проблемы правового характера, а также серьезные неприятности для руководителей.
Передачу дел и документов следует проводить на основании распорядительного документа руководителя организации. Таким документом может быть приказ или распоряжение руководителя Управления. Распорядительным документом создается комиссия по приему-передаче, определяются сроки проведения процедуры.
Акт приема-передачи оформляется в четырех экземплярах: по одному – для сменяемых руководителей; третий – для бухгалтерии организации образования, четвертый – для Управления. Акты подписываются членами комиссии и руководителями.
Персональные данные нового руководителя, необходимо сообщить в органы юстиции, статистики и налоговой службы, а также в обслуживающий организацию банк с приложением к письменному уведомлению копии приказа Управления о назначении нового руководителя.