Вопрос-ответ
Имеет ли библиотекарь право на 40 часовую пятидневную рабочую неделю, если в школе установлена шестидневная рабочая неделя?
Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установлена нормативная учебная нагрузка, устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан.
Согласно п. 1 ст. 68 Трудового кодекса РК нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.
В соответствии со ст. 71 Трудового кодекса РК пятидневная или шестидневная рабочая недели устанавливаются работодателем в соответствии с условиями трудового и коллективного договоров или актом работодателя. Продолжительность ежедневной работы (рабочей смены), время начала и окончания ежедневной работы (рабочей смены), время перерывов в работе определяются с соблюдением условий, установленных правилами трудового распорядка, трудовым и коллективным договорами.
Если Правилами внутреннего трудового распорядка для библиотекарей организации установлена пятидневная рабочая неделя, то продолжительность рабочей смены будет составлять 8 часов.
При этом следует иметь ввиду, что в интересах обучающихся в организации может устанавливаться для библиотекарей и шестидневная рабочая неделя.
Обязаны ли учителя первых классов работать по субботам, если ученикам первого класса с 2016 года установлена пятидневная учебная неделя? А также, какой порядок работы учителей в методические дни?
Согласно п.3 и п.5 ст.71 Трудового кодекса РКпятидневная или шестидневная рабочая недели устанавливаются работодателем в соответствии с условиями трудового и коллективного договоров или актом работодателя. Продолжительность ежедневной работы, время начала и окончания ежедневной работы, время перерывов в работе определяются с соблюдением условий, установленных правилами трудового распорядка, трудовым и коллективным договорами.
Согласно пп. 2 п. 7 ст. 52 Закона Республики Казахстан «Об обрзовании» – нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования, для организаций среднего образования составляет 18 часов.
В соответствии с п. 7, 8 Правил об исчислении заработной платы работников государственныхорганизаций образования, финансируемых за счет средств бюджета – тарифные ставки (должностные оклады) в месяц учителей выплачиваются в соответствии с нормативной учебной нагрузкой в неделю и устанавливаются, исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах. Короткие перерывы (перемены), предусмотренные между уроками являются рабочим временем учителя.
Кроме того, в рабочее время учителя включаются периоды времени затраченные на участия в мероприятиях, предусматриваемых планом учебно-воспитательной работы (участие в работе педагогического совета, заседаний методических объединений и т.п.).
Правового определения понятия «методический день» не существует. При предоставлении работникам таких дней необходимо определить порядок их использования через положения коллективного договора либо актом работодателя, согласованным с предствителями работников.
Я работаю учителем в школе. Имеет ли право директор субботу делать рабочим днём во время каникул? Есть ли нормативные документы, в которых описывается режим работы учителя во время каникул?
Согласно ч. 2 п. 6.6. Отраслевого соглашения о социальном партнерстве, заключенного между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Казахстанским отраслевым профсоюзом работников образования и науки на 2015-2017 годы, в периоды каникул педагогические работники привлекаются работодателем к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул. График работы в каникулы утверждается приказом руководителя по согласованию с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации.
В соответствии с п. 6.10 данного Соглашения на каникулярное время педагогическим работникам, работающим по шестидневной рабочей неделе, а также другим работникам, не занятым в учебном процессе, устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями – суббота, воскресенье.
Продолжительность рабочего времени в день в таких случаях определяется путем деления фактической нагрузки педагогического работника на пять дней.