Совещание по обсуждению отраслевой рамки квалификаций в сфере образования
19 ноября 2019 года на базе Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» в рамках информационно-разъяснительной работы прошло совещание по обсуждению отраслевой рамки квалификаций в сфере "Образование", разрабатываемая в рамках проекта Министерства труда и социальной защиты населения РК "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест", которое прошло с обеспечением видео-конференцсвязи с Региональными палатами предпринимателей.
В данном мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки РК, Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки, холдинг «Кәсіпқор», представители компании «Эрнст Янг», региональные палаты предпринимателей из регионов посредством видео-конференц связи и др.
В ходе заседания была прослушана презентация от группы разработчиков ОРК, выступила Асель Калдарбек – начальник отдела тех.регулирования ассоциации горнодобывающих и горнометаллургических предприятий, где рассказала, что имеется рабочая группа, где концентрируются рекомендации и все поступившие предложения уже отправлены в НПП «Атамекен». Работа была начата в сентябре текущего года. В рабочей группе есть ректора и проректора вузов, ассоциации, представители вузов, ТИПО, среднего и дошкольного образования, НАО им. Алтынсарина и др. Проект презентации впервые был презентован на базе АГГП, где проект был еще недоработанным, сегодня же этот проект был представлен снова в готовом варианте и представлен участникам данного совещания. Представил презентацию Нурмагамбетов Амантай Абылхаирович – Советник директора «Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК». Он остановился подробно на миссии: это развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования и видении: качественное и доступное образование, обеспечивающее конкурентоспособность и устойчивое развитие страны. Далее он остановился на принципах ОРК сферы «Образование»:
- Определение основного продукта отрасли – оказание образовательных услуг.
- Определение границ отрасли – образовательная сфера.
- Определение системы разделения труда с учетом уровней обучения и специфики организаций образования.
- Определение взаимосвязанных профессиональных групп и/или подгрупп отрасли с учетом перспектив существования и изменчивости, в том числе с использованием инновационных и традиционных технологий обучения.
- Преемственность траекторий развития квалификаций при переходе от низших уровней квалификаций к высшим с учетом практического опыта в сфере образования.
- Применимость требований ОРК к профессиональным группам и/или подгруппам образовательной отрасли.
- Соответствие иерархии уровней квалификаций структуре разделения труда и системе образования РК.
- Описание уровней(подуровней) квалификаций ОРК через параметры профессиональной деятельности в сфере образования и экономической целесообразности.
- Проведение функционального анализа образовательной отрасли путем составления функциональных карт отрасли.
Рекомендации:
1. Включить рекомендации «Ассистент учителя», «классный руководитель или куратор» в Классификатор специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования;
2. В национальный классификатор занятий: Помощники учителей предлагается заменить на формулировку «Ассистент учителя», няня (в детском саду) предлагается заменить на формулировку «помощник вспитателя», преподаватели искусств и ремесел предлагается заменить на формулировку» учитель художественного труда»;
3. Исключить из НКЗ 2017 ввиду отсутствия такого занятия в экономической деятельности пункт 2379-1 Специалисты-профессионалы по профессиональной ориентации, пункт 2371-8 Специалисты – профессиналы по техническим средствам обучения.
В рамках внедрения инклюзивного образования рекомендуется внести классификаторы:
1. Включить рекомендации «Ассистент учителя», «классный руководитель или куратор» в Классификатор специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования;
2. В национальный классификатор занятий: Помощники учителей предлагается заменить на формулировку «Ассистент учителя», няня (в детском саду) предлагается заменить на формулировку «помощник вспитателя», преподаватели искусств и ремесел предлагается заменить на формулировку» учитель художественного труда»;
3. Исключить из НКЗ 2017 ввиду отсутствия такого занятия в экономической деятельности пункт 2379-1 Специалисты-профессионалы по профессиональной ориентации, пункт 2371-8 Специалисты – профессиналы по техническим средствам обучения.
В рамках внедрения инклюзивного образования рекомендуется внести классификаторы:
- ассистент педагога в системе инклюзивного образования,
- «Сурдоперевод»,
- «Тифлогопедагог».
- «Сурдоперевод»,
- «Тифлогопедагог».
В систему Высшего и послевузовского образования ввести новые квалификации:
- главный комлеанс-офицер – осуществляет разработку комплеанс политики и карты комплеанс рисков академической среды университета/института/академии, проводит анализ, мониторинг контроль системы внутреннего обеспечения качества института добропорядочности корпоративной этики.
- главный офицер по цифровизации – координирует процессы цифровизации по всем направлениям деятельности организаций высшего образования.
- главный офицер по цифровизации – координирует процессы цифровизации по всем направлениям деятельности организаций высшего образования.
Ученое звание Заслуженный профессор – присваивается решением ученого совета профессору, имеющему большие заслуги в развитии образования и науки, в подготовке педагогических кадров и проработавшему в должности профессора не менее 10 лет с выдачей аттестата.
Супервайзер – осуществляет научное руководство подготовки и защиты диссертацинной работы докторантов и магистрантов.
Супервайзер – осуществляет научное руководство подготовки и защиты диссертацинной работы докторантов и магистрантов.
Координатор образовательной программы – осуществляет руководство разработкой реализацией образовательных программ и проводит анализ и мониторинг портфеля образовательных программ организаций высшего образования. А также предлагается внести функциональную карту сферы «Образование».
Формирование Национальной системы квалификаций начато еще в 2012 году. За прошедший период подготовлена нормативно-правовая база, разработаны методические руководства по подготовке НСК, ОРК и профстандартов. МОН подготовлены более 350 профстандартов для применения на уровне среднего профессионального образования и более 70 профстандартов под координацией МТСЗН РК и НПП «Атамекен». С начала 2018 года внедрен новый классификатор занятий, в соответствии с которым ведется сбор статической информации и анализ состояния рынка труда.
Надо признать, что, несмотря на проведенную работу, видимых результатов пока нет. Самое важное – отсутствовала координация работы и целенаправленное взаимодействие между главными участниками процесса: НПП, МОН, МТСЗН, другими уполномоченными центральными госорганами, предприятиями, организациями образования и ассоциациями, вовлеченными в разработку ОРК и профстандартов. Для определения дальнейших стратегических действий по развитию НСК в июле текущего года утверждена соответствующая Дорожная карта до 2025 года.
По направлению деятельности мероприятия будут реализовываться в два этапа: 2019-2020 годы - завершение работы по разработке профессиональных стандартов и их внедрению в образовательный процесс, 2021-2025 годы - формирование законодательной базы и международное подтверждение квалификаций.
МОН РК поручено до 1 октября разработать и утвердить НПА, регулирующие процедуры участия организаций образования в разработке ПС и подготовке образовательных программ, до 1 ноября - определить перечень образовательных программ, разрабатываемых на основе ПС, утвердить график их подготовки и обеспечить их внедрение с нового учебного года.
Центральным госорганам (МИИР, МСХ, МОН, МЭ, МКС, МНЭ, МТСЗН, МТИ, МЦИАП, МИОР, МГЭПР) поручено до 1 января 2020 года обеспечить разработку 36 ОРК и 480 ПС и их утверждение в сроки, предусмотренные в контрактах.
От Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки в данном совещании приняла участие Алия Абиева – заместитель председателя отраслевого профсоюза. Казахстанский отраслевой Профсоюз работников образования и науки не остается в стороне и активно принимает участие в работе по разработке ОРК.
-
Фотографии
-