Региональная Конференция Европейского Комитета Профсоюзов Образования (ETUCE) Европейского региона Интернационала Образования (EI): Широкие права профсоюзов работников образования – ключ к качественному образованию
C 5-го по 8 декабря 2016 года в г. Белград, Сербия состоялась Конференция Европейского комитета профсоюзов образования Интернационала Образования (ETUCE).
Заседание Сети ETUCE по Центральной и Восточной Европе (CEENET), дало старт и стало первым мероприятием, предшествующим Конференции ETUCE (6-8 декабря 2016 г. в Белграде). Участники обсудили будущее сети и оценили работу, проделанную за два первых года. Представители членских организаций Европейского Комитета Профсоюзов Образования ETUCE из Грузии, Украины, Российской Федерации, Словении и Болгарии выступили с отчетами и обсудили ключевые достижения и основные проблемы, с которыми они сталкиваются в своих странах.
Для представителей профсоюзов проведены шесть семинаров, которые были актуальны событиям последнего времени в политической жизни Европы и приоритеты профсоюзов работников образования в различных секторах сферы образования:
- Семинар по вопросам сектора высшего образования и научных исследований (HER), собравший профсоюзных представителей работников высшей школы и науки, с особым вниманием обсудили условия занятости для работников высшей школы, такие как бессрочные трудовые договоры и возможности для профессионального роста. Участники также коснулись важности преподавательской составляющей в академической карьере и обсудили необходимость для правительств и ВУЗов обеспечить надлежащие и благоприятные условия для работников высшей школы.
- На проходившем параллельном семинаре участники обсудили развитие ситуации в области Раннего Детского Образования (РДО). На данном семинаре выступила председатель Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки – Амантаева М.Т. Стратегическая программа развития образования и РДО до 2020 года (ET2020) нацелена на достижение 95-процентного участия детей (от 4 лет до школьного возраста) в РДО. Участники отметили, что особые проблемы, препятствующие достижению этой цели, состоят в том, что РДО не является обязательным во всех странах и что спрос превышает предложение. Миграция и меры жесткой экономии еще больше усложняют ситуацию в этом секторе. И при всем этом низкий уровень оплаты труда учителей и воспитателей и низкий уровень их квалификации в этом секторе сохраняются. Участники семинара обсудили, каким образом профсоюзы работников образования могли бы более эффективно поддерживать работников сектора РДО.
- Семинар по Наращиванию потенциала в обеспечении равенства коснулся проблемы дискриминации женщин и молодежи в учительской профессии, особенно в отношении их профсоюзного объединения, удержания в профсоюзных рядах и их представительства на руководящих должностях и в демократических структурах. После доклада о достижениях и рекомендациях, разработанных Постоянным комитетом Европейского Комитета Профсоюзов Образования ETUCE по вопросам равенства, в период с 2013 по 2016 годы, были представлены приоритеты новой программы работы в области равенства, и участники семинара обменялись эффективными методами работы и идеями о том, как способствовать повышению потенциала профсоюзов работников образования в области вовлечения и удержания в своих рядах женщин и молодежи.
- Семинар, посвященный теме Непрерывного профессионального развития (НПР) обсудил проблемы, существующие для учителей и преподавателей в этой области. Помимо зачастую скудных возможностей для повышения квалификации, обсуждались такие проблемы как недостаточная поддержка со стороны работодателей и доступность подобных программ. Участники собрали идеи о том, как профсоюзы могли бы поддержать своих членов, более эффективно добиваясь того, чтобы каждый учитель или преподаватель имел доступ к высококачественному профессиональному развитию. Амантаева М.Т.- председатель Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки отметила также о имеющихся проблемах , а также рассказала и поделилась опытом Казахстанских коллег по вопросу непрерывного профессионального развития учителей.
- Участники семинара по Европейскому социальному диалогу проанализировали состояние социального диалога в сфере образования как на общеевропейском, так и на национальном уровне. Участники выразили озабоченность годами укрепляющейся тенденции правительства принимать решения в одностороннем порядке, игнорируя структуры и процедуры социального диалога. Инициатива Еврокомиссии "Новое начало социального диалога" стала новым толком к его развитию. Участники семинара подчеркнули, что развитие структур социального партнерства во всех Европейских странах остается одним из главных приоритетов программы работы Европейского Комитета Профсоюзов Образования ETUCE, нацеленной на обеспечение эффективности Европейского социального диалога.
- Семинар по теме Позиция профсоюзов работников образования в отношении кризиса беженцев в Европе рассмотрел вопрос наращивания потенциала профсоюзов образования в решении проблем и реагировании на новые потребности и возможности, появляющиеся в [национальных] системах образования в Европе, в связи с возросшим притоком мигрантов и беженцев. В соответствии со Стратегией и Планом действий Интернационала Образования (EI) в отношении мигрантов и беженцев, которые сосредоточены на проактивных инициативах профсоюзов образования, направленных на защиту и расширение прав беженцев и детей мигрантов, учителей и преподавателей и других работников сферы образования, участники Семинара обменялись передовым опытом и идеями касательно пропаганды образования как ключа к интеграции и социальной включенности, а также путей наращивания потенциала профсоюзов работников образования в этой области.
6 декабря т.г. Кристин Блоуэр - президент Европейского Комитета Профсоюзов Образования ETUCE открыла проходящую каждые четыре года конференцию Европейского комитета профсоюзов образования (ETUCE), Европейской региональной организации Интернационала Образования (EI), в Сава Центре в г. Белград, Сербия.
С приветственной речью выступил министр образования сербского правительства, который подчеркнул необходимость повышения статуса и привлекательности преподавательской профессии и проведения инвестиций, которые обеспечат высокое качество образования. Также с приветствием выступил председатель Сербского профсоюза учителей.
Президент Интернационала Образования (EI) Сьюзан Хопгуд поприветствовала делегатов и рассказала о некоторых наиболее серьезных глобальных проблемах сектора, включая приоритет, который отдается интересам корпораций, рост проявлений экстремизма и эрозию гражданских прав. Она отметила, что преподавание преследует нравственные цели и играет в распространении общих ценностей столь же существенную роль, как передача знаний и профессиональных навыков. Она подчеркнула, что учителя играют ключевую роль в решении мировых проблем, и образование ни в коем случае не должно рассматриваться как товар в торговых соглашениях, а быть прочно закреплено как услуга общественного пользования.
Прозвучало приветствие от Монесеррат Мир Рока, Секретаря Европейского Комитета Профсоюзов (ЕКП), которая сделала акцент на негативных тенденциях в Европе, таких как снижение уровня оплаты труда и потеря прав на ведение коллективных переговоров. Стимулирование экономики требует срочного повышения зарплат и повышения спроса на товары и услуги. Она отметила, что стоит более пристальное внимание уделить европейской социальной модели.
Поддерживающее видеопослание было получено от Комиссара Европейского Союза (ЕС) Навраксик. Он выступил в поддержку более эффективного социального диалога и повышения статуса учительской профессии.
После приветственных слов Президент Европейского комитета Профсоюзов Образования (ETUCE) озвучила тему Конференции и соответствующую резолюцию с ее 12 пунктами профсоюзных действий, которая была принята с небольшими изменениями.
Уходящий со своего поста Европейский Директор Мартин Рёмер представил отчет о работе, проделанной за 2012-2016 годы. В своем докладе он перечислил многочисленные события и тенденции, которыми был отмечен прошедший период и которые поставили перед профсоюзами образования сложные задачи. Он предупредил о том, что экономический кризис далеко не закончился и по-прежнему сопровождается стремлением к сокращению бюджетных ассигнований на образования и его приватизацию. В то время как ожидания, связываемые с получением образования, растут инвестиции в подготовку и профессиональное развитие учителей и преподавателей являются несоизмеримо скудными. Он также отметил то давление, которое оказывается на социальный диалог, который страдает в дальнейшем от сокращения финансирования. При этом он доложил о работе по реализации 23 проектов, проведении более 80 встреч по вопросам управления экономикой и 48 конференций и семинаров за отчетный период.
Сьюзан Флокен – новый директор Европейского комитета Профсоюзов Образования (ETUCE), которая вступит в свои права с начала следующего года, выступила с затрагивающей широкий спектр вопросов речью, представив план работы на предстоящие четыре года. Она призвала подтвердить приверженность образования как услуги общественного блага, нацеленного на формирование активной гражданской позиции. Она подчеркнула необходимость формирования ответственного отношения у молодежи в эти неспокойные времена и резко выступила против жестокого обращения с мигрантами. Профсоюзам необходимо предоставить ответы маргинализированным группам населения, а это требует расширения и повышения эффективности социального диалога коллективных переговоров. Она призвала профсоюзы сплотиться и стать маяком надежды в эти трудные времена.
Конференция продолжилась обсуждением важного программного документа по внедрению ИКТ в сфере образования с 53 рекомендациями. Выступавшие подчеркивали важность того, что учителя и преподаватели должны определять масштабы использования ИКТ, а не руководствоваться императивами их внедрения. Есть риск, что управление процессом внедрения ИКТ окажется в руках других лиц, которые станут использовать его в коммерческих целях, если учителя не утвердят принцип своей профессиональной самостоятельности.
В прениях по двум резолюциям, касающимся ситуации с беженцами в Европе, прозвучали решительные заявления. Выступавшие подвергли критике настороженное, недостаточно внимательное и иногда расистское отношение к беженцам со стороны политиков и правительств. Была выражена поддержка прав детей, каково бы ни было их положение и происхождение, и необходимости бороться с проявлениями расизма как внутри образовательных учреждений, так и за их пределами. Школы видятся как ключ к социальной интеграции и как островки безопасности для детей, ставших жертвами военных конфликтов.
Президент Кристин Блоуэр как единственный кандидат была переизбрана на этот пост на следующие четыре года. Она выразила свою признательность и отметила, что с нетерпением ждет возможности конструктивно поработать со всеми над выполнением программы работы на предстоящий период.
Второй день Конференции был посвящен, в основном, обсуждению ряда Резолюций и внутренних вопросов, касающихся финансов, взносов, бюджетов и выборов руководства и членов нового Комитета.
Конференция приняла несколько резолюций по нескольким вопрорсам:
Конференция приняла Резолюцию об усилении акцента на вопросы равенства в сфере образования и в профсоюзах. Неизменный упор на экономические аспекты, равно как и подъем экстремизма и демонизация меньшинств, тормозят достижение прогресса по широкому кругу вопросов, связанных с обеспечением равенства, Резолюция нацелена на то, чтобы подтвердить обязательства членских организаций сохранять в своей работе сосредоточенность на вопросах равенства.
Была принята Резолюция о необходимости обновления и омоложения учительской профессии и других профессий в сфере образования. Делегаты сосредоточились на мысли о том, что необходимо найти пути внесения корректив в организацию труда работников старшего возраста, отчасти чтобы создать пространство для тех, кто только вступает на это поприще. В некоторых странах проблема выглядит иначе: им не хватает именно опытных педагогических кадров. Было достигнуто соглашение о том, что любые способы и механизмы должны основываться на принципе добровольности для всех работников сферы образования.
Делегаты поддержали Резолюцию, которая критически оценивает растущую тенденцию к приватизации и коммерциализации образования во всех секторах сферы образования. Выступавшие обращали внимание не только на открытые, но и на скрытые шаги в этом направлении. Прозвучали доводы о том, что расширение роли частного сектора подрывает систему государственного образования и способствует росту неравенства. Более того, нет никаких свидетельств того, что работа частных образовательных заведений обеспечила более высокие результаты.
Конференция поддержала Резолюцию по образованию в целях демократии. Подъем экстремизма и радикализация указывают на необходимость усиления гражданских аспектов образовательной работы и содействия формированию активной гражданской позиции.
Последняя Резолюция Конференции касалась необходимости налаживания социального диалога и коллективных переговоров в Европейских Школах, созданных для детей работников Еврокомиссии и других органов и учреждений ЕС. Выступавшие обратили внимание делегатов на различия в условиях труда работников, нанимаемых на месте и командируемых из других стран.
В работе конференции Европейского комитета Профсоюзов Образования (ETUCE) приняли участие делегаты и наблюдатели со всех стран Европы. От Казахстана приняли участие: Амантаева М.Т. – председатель Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки; Конурбаев М.С. – председатель Жезказганской территориальной организации Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки; Серикова Р.С. – председатель Актюбинской областной организации Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки; Абиева А.А. – главный специалист по международной работе, профсоюзному обучению, вопросам трудящихся женщин и молодежи Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки.
-
Фотографии
-