Касательно освобождения от ОЗП при прохождении аттестации лиц, имеющих педагогический стаж по профилю 30 (тридцать) и более лет
Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников просвещения, науки и высшего образования касательно освобождения от ОЗП при прохождении аттестации лиц, имеющих педагогический стаж по профилю 30 (тридцать) и более лет разъясняет следующее:
Пунктом 54 Правил и условий проведения аттестации педагогов, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 27 января 2016 года № 83 (далее – Правила аттестации) установлено, что при комплексном обобщении результатов деятельности педагогов всех должностей, имеющих 30 (тридцать) и более лет педагогического стажа по профилю, при подтверждении квалификационной категории, прохождение ОЗП не требуется.
В целях оказания помощи педагогам и органам управления образования в проведении аттестации, Комитетом среднего образования Министерства просвещения РК разработано «Инструктивное письмо по проведению процедуры аттестации педагогов в 2024 году» от 09.04.2024 года № 20-1-20-7/2435-И (далее - Инструктивное письмо).
В пункте 5 Инструктивного письма даны пояснения по вышеуказанному пункту 54 Правил аттестации. В Инструктивном письме указывается, что при комплексном обобщении результатов деятельности педагогов всех должностей, имеющих 30 (тридцать) и более лет педагогического стажа, при подтверждении квалификационной категории прохождение ОЗП не требуется.
Данная норма распространяется и на педагогов, имеющих квалификационные категории старого формата (ІІ, І и высшая). При этом учитывается и профиль педагога по дополнительным специальностям (двойной диплом или переподготовка).
Исходя из данного разъяснения, при применении п. 54 Правил аттестации необходимо учитывать следующее:
Порядок и условия исчисления стажа педагогической работы по специальности регламентируются Правилами исчисления стажа работы по специальности работникам организаций образования и научных организаций, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 14 июня 2010 года № 302 (далее – Правила исчисления стажа).
Ссылка: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V100006340_
Согласно п. 2 Раздела 2 Правил исчисления стажа работы в стаж педагогической работы по специальности засчитывается педагогическая работа в организациях, указанных в Приложении к Правилам исчисления стажа.
Следует отметить, что в Приложении к Правилам исчисления стажа обозначены все уровни и номенклатура видов организации образования, а также перечень должностей педагогов, время работы в которых засчитывается в стаж работы по специальности работников учебно-воспитательных организаций на соответствующих должностях.
Для примера рассмотрим следующий случай: Педагог работал воспитателем в дошкольной организации с 1991 по 2004 годы (13 лет), далее, имея второе высшее педагогическое образование по специальности «учитель биологии», продолжает работу в качестве учителя биологии с 2005 г. - по настоящее время (19 лет).
Вопрос: Засчитывается ли в педагогический стаж по профилю педагогу, период работы по должности воспитателя в дошкольной организации?
Исходя из вышеназванных норм Правил исчисления стажа работы, время работы по должности воспитателя в дошкольной организации, педагогу в стаж педагогической работы по профилю засчитывается.
Что касается двойного диплома, то согласно приказу Министра образования и науки РК от 28 января 2016 года № 90 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки РК от 20 апреля 2011 года № 152 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» двудипломное образование – возможность обучения по двум образовательным программам и учебным планам с целью получения двух равноценных дипломов или одного основного и второго дополнительного.
Двудипломное образование реализуется как внутри одного вуза, так и между двумя вузами-партнерами.
Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования, который позволяет специалисту сменить свою профессию или специальность. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РК «О статусе педагога» лица с профессиональным образованием, не имеющие педагогического образования, впервые приступающие к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю, проходят педагогическую переподготовку на базе организаций высшего и (или) послевузовского образования