Ұлы Отан соғысы ардагерлеріне облыс ұстаздары тағзым етуде
Ұлы Отан соғысы ардагерлерінеоблыс ұстаздары тағзым етуде
Бейбітшілік жылдары білім беру саласында қызмет еткен Ұлы Отан соғысының 13 ардагері Ұлы Жеңістің 70 жылдығын қарсы алуда.
Соғыс ардагерлері өздерінің кейінгі буын әріптестерімен жүздесіп, сұрапыл кезеңдегі естеліктерімен бөлісті.
Мүкәрам Қанафин майданға өз еркімен аттанды. 1942 жылғы желтоқсанда Гурьев қаласының әскери училищесін тәмамдап, ату гвардиялық взвод командирі ретінде тағайындалды. Сталинградтан Берлинге дейінгі майданда болып, Днепр және Берлин қалаларына шабуыл жасап, үш рет жараланды.
Ал Вячеслав Чернышев 1944 жылы Сандомир плацдарм ұрысына қатысып, 120 сарбаздан тұратын бөлімшенің бар-жоғы 14-і ғана аман қалған. Одан әрі Варшава мен Берлин қалалары үшін соғысқан.
Мағауия Сұлтанов болса, 1943 жылы Тегеран қаласында өткен «Ірі үштік» конференциясындағы В.И. Сталиннің қауіпсіздік құрамында болғанын еске алады.
Иван Безруков тіпті мектеп оқушысы кезінен майданға шақырылған. «Семей қаласынан Павлодар әскери комиссариатына күн жүріп келдім. Бірден майданға жіберулерін сұрадым. Бірақ, мені алдымен Орловск әскери-пехоталық училищеге жолдады», - деп есіне алды. Училищеден соң кіші лейтенант 3-ші Белорусск құрамында Кенигсберг фронтына (майданына) шабуылға аттанды. Ауыр жарақат алды.
Бейбітшілік уақытында И.Безруков атаулы кәсіп – ұстаздықпен және шығармашылық өнермен айналысты. Оның көптеген суреттері аудандық және облыстық көрмелерде көрсетіліп, түрлі марапаттаулармен белгіленді.
1967-1987 жылдары Качир ауданының Береговой орта мектебінде қызмет ете жүріп, Геннадий Малыгин жаңа мектептің көтерілуіне себепкер болды. Сол заманның жаңа құрал-жабдықтарымен жабдықтап, лингафондық, модульдік кабинеттер ашқызды және кабинеттік жүйені іске асырды. Мектеп жаңалықтары екі радиотараптан хабарланып отырды.
Мүкәрам Қанафин, Геннадий Малыгин, Зекен Сәрсенов және Яков Лозовиктерді педагогикалық әулеттердің негізін қалаушылары деуге әбден негіз бар. Бүгін де олардың ұрпақтары облыс пен республиканың білім беру саласында ұстаздықты жалғастырып келеді.
Ұлы Жеңістің 70 жылдығы қарсаңында Павлодар облысы білім беру басқармасының басшысы Б.М. Бексейітова мен білім және ғылым қызметкерлері кәсіподағының төрайымы Г.Ә. Наурызбаева ардагерлермен кездесуінде Ұлы мерекемен құттықтап, бағалы сыйлықтар табыстады.
***
Фронтовые дороги учителей
«Из одного металла льют - медаль за бой, медаль за труд… » - эти строки из стихотворения поэта-фронтовика, участника двух войн Алексея Недогонова и о тех учителях, которые свои первые университеты проходили на полях сражений Великой Отечественной. Они уходили на войну безусыми юнцами, многие возвращались с посеребренными войной висками. Это они, будущие физики и лирики, математики и историки, выбирались из пекла Ржевского котла, мерзли в землянках под Москвой, форсировали Днепр, гнали фашистов с советской земли, освобождали Варшаву, Прагу и Будапешт. Это они штурмом брали Берлин. Им, этим совсем еще молодым солдатам передовой, невероятно повезло: они вернулись живыми домой. Вчерашние воины, защитники Родины выбрали самую мирную на Земле профессию – профессию учителя. К их фронтовым наградам прибавлялись награды за ратный труд. Они стали не просто педагогами – многим осиротевшим мальчишкам и девчонкам они стали наставниками вместо погибших на фронте отцов.
С каждым годом все меньше их остается на солдатской поверке. А школьные учителя-фронтовики продолжают свое дело: учат и воспитывают! Они как сама живая память войне. Для них, фронтовиков, знаменитое изречение Ольги Берггольц “Никто не забыт, ничто не забыто” – не просто слова. Для них это имена и лица тех, кто шел с ними фронтовыми дорогами, кто навсегда остался молодым в той жестокой войне… Сегодня, накануне Дня великой Победы, они снова выходят на солдатскую поверку.
Александр Ефимович Жидков, полковник в отставке, год рождения 1924. Согласно статистике, именно среди его сверстников самое большое число погибших. В армию был призван в августе 1942 года, попал во Владимировское пехотное училище. И уже в ноябре училище было направлено на фронт после ускоренной подготовки на южное направление. Наступление началось от населенного пункта Верхний Мамон на Дону. Прошли через города Старобельск, Рубежное, Лисичанск, Павлоград.
Из воспоминаний самого фронтовика:
- В феврале 1943 года наши войска попали в окружение, когда фашисты повторно вошли в город Харьков и заняли позиции по берегам реки Северный Донец. Из окружения нам выйти не удалось. Понесли огромные потери (десятки тысяч убитых и раненых). Я попал в плен. Украинцы-полицаи, когда избивали, кричали: «Кацапы, Украину захотели, нам Неметчина нужна!».
Лагерь военнопленных находился в городе Славянске, затем перевезли в Екатериновку, Горловку, Пятихатки. В октябре 1943 года ночью шел сильный дождь, немцы поспешно машину за машиной отправляли с пленными. Воспользовавшись суматохой, мы, двое, под прикрытием темноты и дождя выползли из под колючей проволоки и поползли к ближайшим хатам. Один из хозяев спрятал нас около дома в стогу сена, где мы находились до утра. А утром мы услышали шум моторов и крики «Ура!». Хозяин вышел и крикнул нам: «Хлопцы, красные пришли!».
Пройдя все пытки органов «Смерша», я был зачислен в 213 Ново-Украинскую стрелковую дивизию. В составе полковой разведки с боями прошел Украину, Молдавию, Румынию до города Ясы.
В январе 1944 года под Кировоградом был ранен. На лечении находился в эвакогоспитале в городах Хирово, Знаменка.
В мае 1944 года были отобраны 2000 человек и отправлены в военные училища в Среднюю Азию. Я попал во Фрунзенское пехотное военное училище в Киргизии. В училище меня нашёл Орден Славы III степени, что спасло от репрессии.
После окончания училища меня направили на службу в 5-ю механизированную дивизию в город Мары (Туркмения)».
В 1948 году после прохождения медицинской и мандатной комиссии меня направили в Воздушно-десантные войска в 105 ВДД в город Кострому. В 1959 году дивизию передислоцировали в город Фергану (Узбекистан). В 1968 году был переведен в Павлодарский военкомат. В 1974 году уволился из рядов Советской Армии в запас в звании подполковника. После увольнения работал в Павлодарском педагогическом училище имени В.Воровского военным руководителем.
Имею 260 прыжков с парашютом. В армии прослужил 32 календарных года, в том числе 20 лет в ВДВ (Военно-десантные войска)».
Рядом с боевыми наградами – награды за доблесть в мирном труде. Орден Славы III степени, медали «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За воинскую доблесть», «За освоение целинных земель» и много других. Достойный путь воина, труженика, победителя.
Мукарам Канафин, 1923 года рождения, добровольцем ушел на фронт со школьного порога, с отличием окончив Талапкерскую среднюю школу в селе Искара. В начале декабря 1942 года, после окончания военного училища в Гурьеве, лейтенант Канафин прибыл в город Калач-на-Дону, что близ Сталинграда, был зачислен в гвардейский стрелковый полк и назначен командиром стрелкового взвода. Последующие два с половиной года он воевал в составе этого соединения, с боями прошел от Сталинграда до Берлина, принимал участие в Сталинградской битве, в наступательных боях на Украине, форсировании Днепра, освобождении городов Барвенково, Павлоград, Запорожье, Никополь, Одесса, Люблин, Лодзь, участвовал в штурме Берлина, был трижды ранен. Был помощником комвзвода 35 гвардейской дивизии. Уволен в запас в 1947 году. За боевые заслуги М.К. Канафин награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина». После войны 50 лет был на педагогической работе, возглавлял ряд школ Железинского района, Отличник просвещения Каз.ССР. Окончил Семипалатинский пединститут, по специальности учитель химии-биологии. Воспитал замечательных детей, которые продолжили династию педагогов. В настоящее время живет в Павлодаре. Автор книги «Перипетии жизни».
Лозовик Яков Михайлович родился 8 ноября 1927 года в Сумской области. После школы трудился разнорабочим.В 1944 году его призвали в армию, направили в учебный полк в Башкирию, затем был переведен в Приморский край. С 8 августа 1945 года участвовал в военных действиях. Прошел Манчжурию, освобождал города Мулин, Муданзян. Службу в вооруженных силах Советского Союза продолжал до 1951 года. После демобилизации работал, учился, стал мастером производственного обучения, трудился по специальности в Белоцерковском, Щербактинском училищах, Успенской профессионально- технической школе №25. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалями « За победу над Японией», «За боевые заслуги»,юбилейными и трудовыми. Проживает в Успенке.
Топтун Михаил Степанович, уроженец села Белоусовка 1926 года рождения. В 1943 окончил школу и ушел на фронт. Служил в армии, в 125 запасном стрелковом полку г. Семипалатинска. В 1944 году был направлен в Хабаровское военное авиационное училище связи. В июне 1945 года, после окончания учебы , был направлен на Дальний Восток, в отдельную роту ЗОС (земельного обеспечения самолетовождения). Принимал участие в боевых действиях против Японии. Продолжил службу на Южном Сахалине до 1951 года в авиационных частях. В послевоенные годы окончил педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Учительский стаж 35 лет, из них 30 лет заместителем директора по учебной работе. Все годы до ухода на заслуженный отдых – с 1951 по 1986 – проработал в родной Белоусовской восьмилетней школе. Отличник народного просвещения. Имеет орден Отечественной войны 2 степени, боевые и трудовые медали. Проживает в селе Белоусовка.
Султанов Магауя Айдарханович родился 20 декабря 1920 года в ауле №14 Актогайского района. В период с 1931 по 1935 учился в 4-х летней школе совхоза Октябрьский. С 1935 по 1940 года учился и окончил 9-ти летнюю школу Октябрьтаң. В 1940 году был призван на срочную службу. Находился на военной службе в Марьийском Артиллерийском училище. 1945 году в Калкынколе был командиром взвода 3-ей заставы 127-го полка 57 дивизии 17 армии. В 1946 году демобилизовался в звании старшины. В 1947 году поступил на заочное отделение Павлодарского педагогического училища. Педагогическую деятельность начал в Качирском районе, в Песчанской СОШ № 2 учителем начальных классов. С 1951 по 1957 года работал в Тегыстыкской средней школе. С 1958 по 1981 года работал учителем казахского языка и литературы в Березовской средней школе, откуда и ушел на пенсию. До выхода на пенсию принимал активное участие в жизни сельского округа. Имеет ряд правительственных наград. В данное время проживает в Березовке Качирского района.
Чернышев Вячеслав Владимирович призван военкоматом г. Павлодара на военную службу в 18-летнем возрасте в 1944 году. Был направлен в Польшу, служил в 8-й гвардейской армии. Участвовал в боях за знаменитый Сандормирский плацдарм, г. Познань. Из 120 участников этого сражения остались в живых 14 человек. Участвовал в боях за Варшаву, Берлин. После войны до 1953 года продолжил службу в воздушно-десантных войсках в г. Витебске. После демобилизации в 1953 году поступил в Полоцкий пединститут, который закончил в 1957 году. В 1957 году переехал в Павлодар. Работал учителем русского языка и литературы в средней школе № 1, завучем средней школы № 7, Лозовской средней школы Успенского района, директором Дмитриевской средней школы, завучем ГПТУ № 161 г. Павлодара. С 1969 по 1986 годы работал учителем в средней школе №3 г.Павлодара. Имеет награды: орден Отечественной войны, медали «За взятие Берлина», «За взятие Варшавы».
Солдатенко Николай Алексеевич, 1924 года рождения. Призван в августе 1942 г Баянаульским райвоенкоматом. Вначале было Тамбовское пехотное училище, затем – передовая. 1943 год – пулеметный взвод в составе 164 дивизии 620 стрелкового полка. В сентябре 1943 г. тяжело ранен, находился в эвакогоспитале Москвы. После направлен в резерв западного фронта, откуда в 1944 г. командирован в распоряжение Турква в 209 запасной стрелковый полк 32 западной стрелковой бригады, где служил до самой Победы.
После войны в 1946 году принят преподавателем военно-физической подготовки в Баянаульскую СШ № 2. В 1952 году поступил заочно в Московский институт физкультуры. Работал директором Баянаульской восьмилетней, затем Баянаульской СШ №3, вышел на пенсию из Баянаульской СШ №2 в 1987 году. Имеет Орден Отечественной войны 2 степени, медаль «За отвагу», другие боевые и трудовые награды. Отличник просвещения СССР и Республики Казахстан. Проживает в Павлодаре.
Татьяна Михайловна Бурматова, 1920 года рождения. На войне с ее первых дней. Призвана как телеграфист аппарата «Морзе». Во время войны служила в штабе ПВО в Можайске под Москвой. Позже –пулеметчицей. Участвовала в охране потайного советского аэродрома, стратегитчески важного моста «Ленинград-Москва». Ефрейтор связи Военно-воздушного флота. Награждена Орденом Великой Отечественной войны II степени, медалью «Георгий Жуков», другими боевыми и трудовыми наградами.
Советские учителя, призванные учить и воспитывать детей, встали на защиту страны, когда случилось самое страшное - война.Многие из них уходили на фронт со своими учениками, только перешагнувшими порог школы. Те, кто открывает мир для детей, учит познавать прекрасное, дает путевку в жизнь молодежи, шли воевать за это будущее. Чтобы оно было. Учитель стал воином, защитником Отечества. Многие педагоги-воины отдали свои жизни за Родину. Остались лишь их имена в истории школы, в школьном краеведческом музее или мемориальной классной комнаты. Их имена не забыты. На смену им в послевоенные школы пришли их ученики, которые прошли фронтовыми дорогами и в весенний майский день подарил миру великую Победу. Дни складываются в незримую нить уходящих столетий, на дворе – 21 век. А у их памяти, памяти фронтовиков, другое летоисчисление: никто не забыт и ничто не забыто. Будем же и мы помнить о подвиге советского народа, о его Победе в этой самой жестокой за всю историю человечества войне. Великой. Отечественной.
М.Ахметова
***
Этих дней не смолкнет слава ...
70-летие Победы встречают 13 участников Великой Отечественной войны - ветеранов педагогического труда: Канафин Мукарам Канафинович, Чернышев Вячеслав Владимирович, Сарсенов Зекен Сарсенович, Жидков Александр Ефимович, Аскаров Ханафия Аскарович, Солдатенко Николай Алексеевич, Безруков Иван Гавриилович, Хусаинов Ануар Хайдарович, Малыгин Геннадий Дмитриевич, Султанов Магауя Айдарханович, Топтун Михаил Степанович, Лозовик Яков Михайлович, Бурматова Татьяна Михайловна.
В преддверие знаменательной даты руководитель управления образования области Бексеитова Б.М. и председатель Общественного объединения «Павлодарская областная организация Казахстанского отраслевого профессионального союза работников образования и науки» встретились с каждым ветераном. Подарками к юбилейной дате были ковры.
Примечательно, что все они, достигнув 18 лет, со школьной скамьи уходили на войну. Большинство прошли обучение на командирских курсах и начинали войну младшими командирами Советской армии.
Во время встреч ветераны с удовольствием вспоминали о военном прошлом, своих боевых товарищей.
Мукарам Канафинович Канафин, ушел на войну добровольцем. В начале декабря 1942 года, окончив военное училище в г. Гурьеве, был назначен командиром гвардейского стрелкового взвода, с боями прошел от Сталинграда до Берлина, форсировал Днепр, штурмовал Берлин, был трижды ранен.
Чернышев Вячеслав Владимирович в 1944 году участвовал в боях за Сандормирский плацдарм, г. Познань. Из 120 участников этого сражения остались в живых 14 человек и одним из них был Вячеслав Владимирович. Участвовал в боях за Варшаву, Берлин.
Султанов Магауя Айдарханович вспоминал, что ему довелось быть в составе охраны И.В. Сталина во время конференция«большой тройки»- лидеров трёх стран США, Великобритании, вТегеране28 ноября- 1 декабря1943 года.
Безруков Иван Гавриилович призван в армию со школьной скамьи, семь дней с Семипалатинска он добирался в военкомат до Павлодара. Как он ни стремился попасть сразу в действующую армию, военкомат направил его в Орловское военно-пехотное училище. После училища младший лейтенант Безруков в составе 3 Белорусского фронта штурмовал Кенигсберг. Был тяжело ранен.
И в мирное время, наши ветераны внесли большой вклад в развитие системы образования, славились своими педагогическими и творческими достижениями.
Малыгин Геннадий Дмитриевич с 1967 по 1987 годы, работая директором Береговой средней школы Качирского района, добился строительства новой школы, оснастил ее новыми для того времени средствами: лингафонным, модульным кабинетами, внедрил кабинетную систему обучения. В школе функционировали 2 школьных радиоузла.
Иван Гавриилович Безруков в Иртышском районе славится своими творческими работами. Написанные им картины неоднократно выставлялись на районных, областных выставках и занимали призовые места. Уже будучи на пенсии, отмечен дипломом 1 степени «За высокое мастерство по декоротивно-прикладному искусству» в областном смотре к 60-летию Победы. Человек доброй души, музыкант, художник, Учитель, Иван Гавриилович и сегодня является наставником для многих своих коллег.
Канафина Мукарама Канафиновича, Малыгина Геннадия Дмитриевича, Сарсенова Зекена Сарсеновича, Лозовика Якова Михайловича по праву можно назвать основателями педагогических династий, сегодня их дети и внуки работают в сфере образования области и республики и продолжают дело старших поколений.
Мы гордимся нашими ветеранами, отстоявшими в годы Великой Отечественной войны свободу будущих поколений, внесшими вклад в развитие независимого Казахстана.
***
СЛОВО О ШКОЛЬНОМ ДИРЕКТОРЕ
Симон Соловейчик дал такую характеристику настоящему учителю: «Он артист, ноего слушатели изрители неаплодируют ему. Он– скульптор, ноего труда никто невидит. Он– врач, нопациенты редко благодарят егозалечение идалеко невсегда хотят лечиться. Гдежеему взять силы длякаждодневного вдохновения? Только всамом себе, только всознании величия своего дела». Но одно упустил известный писатель: для того, чтобы увлеченный своей профессией педагог мог работать в полную силу, ему должны быть созданы соответствующие условия труда, а школа – стать ему вторым домом. Эти две вещи зависят, в первую очередь, от самого главного человека в школе – ее директора. Наверняка, ошибочно мнение, что сегодня директор не столько педагог, сколько организатор всего образовательного процесса. Только оставаясь педагогом, директор школы способен создать сильный коллектив единомышленников – учителей и учеников.
Таким директором остался в памяти своих коллег и подопечных полковник в отставке Геннадий Дмитриевич Малыгин. Молодой и энергичный директор Береговой школы Качирского района принимал от своих предшественников незавидное хозяйство – в старом здании при наличии 240 ученических мест умудрялись обучать … 800 учащихся. Директор с присущим ему упорством фронтовика годами обивал пороги районного и областного отдела образования, дошел до обкома партии, но своего добился. В 1979 году началось строительство нового здания школы на 784 места. Но Малыгин не переставал теребить руководство района и облоно, пока в школе не появились лингафонный и модульный кабинеты, кабинет класс-контроля, химии, физики, географии, биологии. Так с переходом в новую школу начинается внедрение кабинетной системы. В школе функционировали 2 радиоузла, из радиорубки вещали о текущих делах в школе.
Геннадий Дмитриевич, утверждают знающие его люди, всегда жил заботами школы. Каждое лето, когда все на каникулах, у Геннадия Дмитриевича – сплошные заботы ихлопоты. Да что хлопоты, настоящая страда. Он решает организационные вопросы, следит за проведением ремонтов, чтобы первого сентября ученики пришли в обновленные классы и с новыми силами приступили грызть гранит науки! Чтобы ученики с радостью спешили на уроки в течение учебного года, а учителям комфортно работалось. Преодолевать трудности, добиваться поставленных задач помогал Геннадию Дмитриевичу его боевой опыт и бойцовский характер. Да и в школу он пришел непросто, мог успешно состояться кадровым военным.
Парнишке из качирского села Осьмерыжск Гене Малыгину к началу войны было всего-то 14 лет. Мало, кто из его погодков попал на фронт. Он же, в 1944-ом году вступив в ряды Ленинского комсомола, был зачислен курсантом общевойсковых войск. Из Уфы в составе маршевого полка был направлен на Дальний Восток. В звании сержанта принимал участие в различных боевых действиях. В 1945 году участвовал в войне с Японией, служил на I-ом Дальневосточном фронте, участвовал в освобождении Манчьжурии. В 1945-ом году война для Геннадия Дмитриевича не закончилась. Еще два года он служит в Северной Корее, затем – на Дальнем Востоке. Решив связать будущее с военной службой, в 1949 году поступает во Владивостокское военное училище. Новоиспеченным лейтенантом поступил в 1950 году на службу в Полковую школу, где по 1955 год служит в 386-ой стрелковой дивизии командиром учебного взвода, затем командиром роты.
Демобилизовался из армии Геннадий Малыгин в 1955 году и вернулся в родные места. Пошел в Федоровскую школу учить детей военному делу, которое сам профессионально освоил. Но этого ему показалось мало. В 1956-1960 году учился в алма-атинском институте физической культуры. Затем поступил на биофак КазГУ им. Кирова, который закончил в 1965 году. В том же году был назначен директором той самой Береговой средней школы,с которой мы и начали рассказ о нем.
Кавалер ордена Отечественной войны 2 степени, 10 воинских медалей, Знаки «За доблесть и отвагу в ВОВ маршала обороны Гречко», «Отличник народного просвещения Казахской ССР», «Отличник просвещения СССР», медаль «Ветеран труда» - государство высоко оценила боевую и трудовую доблесть фронтовика и педагога. Как отмечает сам Геннадий Дмитриевич, многое было достигнуто благодаря надежному тылу. Его супруга Надежда Ивановна, с которой они поженились в 1952 году, с пониманием относилась к тому, что жил он на два дома, вторым из которых всегда была его школа. Надежда Ивановна сама проработала в Береговой школе до пенсии. Является основателем и руководителем сначала Ленинского, а затем музея Боевой и трудовой славы. В семье выросли две замечательные дочери – Людмила и Татьяна, которые всегда дорожили репутацией своих родителей-учителей. Ведь учитель на селе раньше была самой авторитетной фигурой. А уж тем более директор школы-фронтовик.
После выхода на пенсию в связи с семейными обстоятельствами Геннадий Дмитриевич переехал Семипалатинск, но через 10 лет вернулся в родной Павлодар, где проживает и сегодня. Для своих бывших учеников, которые давно уже сами дедушки и бабушки, он один из самых авторитетных людей. Тех, кто учит, как строить свою жизнь примером собственной жизни, отношением к делу, отношением к людям.
М.Ахметова
-
Фотографии
-