Интервью М.Т.Амантаевой корреспонденту республиканской профсоюзной газеты "Қазақстан Қәсіподағы" посвященное праздникам День труда и День учителя "БЫТЬ ОБРАЗОВАННЫМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ УСПЕШНЫМ"
Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние. В наше время значение профессии учителя перекликается с современными требованиями. Ведь именно педагог дает своему ученику не только сумму знаний, но поднимает на ту ступеньку образованности, что впоследствии помогает ему стать успешным.
Амантаева Майра Тургановна знает об этой профессии не понаслышке. Она является председателем Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки, «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері», Почетный работник образования, награждена орденами Трудового Красного знамени и «Құрмет», медалью «Ерен еңбегі үшін», многими другими медалями и грамотами, избиралась Депутатом Верховного Совета СССР 9-го созыва (1974г.). Она считает по праву, что быть успешным, по настоящему, а не на бумаге, учителем, нужно обладать огромной властью над душой ребенка.
Корреспондент: Ваши заслуженные звания и государственные награды свидетельствуют о вашем высоком призвании – педагоге, учителе. Расскажите нашим читателям несколько слов о роли и месте современного учителя в обществе.
Во все времена люди, посвятившие свою жизнь профессии учителя, по праву пользуются особым уважением и авторитетом. День учителя – это праздник особенный, всенародный, потому что каждый человек родом из детства, каждый человек в своей жизни – и учитель, и ученик. Профессия учителя очень трудная, она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, наверное, она и самая интересная.
По традиции каждый профессиональный праздник учительства – это подведение итогов, настрой на новые задачи, определение новых перспектив в образовании. Об этом подробный разговор состоялся на главных собраниях года – августовских совещаниях и конференциях, где учителя страны обсудили задачи на предстоящий 2015-2016 учебный год.
Несмотря на влияние финансово-экономического кризиса, в рамках «Плана нации – «100 конкретных шагов», выдвинутых Главой государства Н.А. Назарбаевым, предстоит большая, я бы сказала, ответственейшая задача по улучшению качества всех звеньев национального образования. Уже в новом учебном году планируется внедрение новых стандартов среднего образования. Одновременно будут решаться вопросы малокомплектных школ. К 2020 году планируется обеспечить 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев – интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. В течение ближайших лет, до 2017 года, нужно устранить проблему нехватки учебных мест и перевести все школы страны на двухсменное обучение. Все эти меры не только огромная забота и поддержка образования, но в то же время ставит перед государством, органами образования и обществом ответственные задачи по профессиональному росту учителей, повышению их социального статуса, и в первую очередь решению социальных проблем работников отрасли.
Корреспондент: В связи с этим закономерный вопрос: а как профсоюзы будут влиять на эти процессы?
Главная задача профсоюзных органов и организаций, это и наша уставная цель – представительство и защита прав и интересов членов профсоюза, работников отрасли. Хочу сразу отметить, в сегодняшних непростых условиях, обусловленных глобальным экономическим и финансовым кризисом, главный путь решения всех социальных проблем работников отрасли – это социальное партнерство, совершенствование всех форм трудовых отношений. Считаем, что это основной инструмент сохранения стабильности в обществе и достижения своих целей в деле защиты и отстаивания прав и интересов работников. Для решения этой задачи в последние годы между Министерством образования и науки и отраслевым профсоюзом образования и науки сложилось конструктивное взаимодействие. Создана и на постоянной основе действует Отраслевая комиссия по социальному партнерству, которая проделала огромную работу по регулированию и согласованию интересов сторон в решении социальных проблем работников. Подписано Соглашение на 2015-2017 годы, что поможет решить ряд важнейших проблем в учительской среде, в том числе и вопросы оплаты , условий труда работников образования. Соглашением регулируются максимальные размеры доплат и надбавок к должностным окладам, продолжительность рабочего времени педагогов, гарантий и компенсаций и доплат за труд учителя.
Одним из серьезнейших вопросов для отраслевого профсоюза является проблема заработной платы работников. В связи с девальвацией тенге Глава государства поручил Правительству произвести повышение зарплаты учителей на 29 процентов с 1 января 2016 года. Это воспринято учительством страны с пониманием и как конкретная поддержка государства в условиях экономического и финансового кризиса. Но вместе с тем, здесь еще не решены многие проблемы. Ведь достойный труд учителя требует достойно его оплаты. Мы исходим именно из этих позиций. Выступая на XXIV съезде Федерации профсоюзов Казахстана, делегат от нашего отраслевого профсоюза, учительница английского языка школы-гимназии №8 г. Талгар Алматинской области Асель Киржибаева задалась этим вопросом:«Почему уровень заработной платы казахстанского учителя должен быть намного ниже уровня средней заработной платы казахстанца в 120-130 тысяч тенге? Настало время кардинально решать вопрос о повышении оплаты труда учителей, педагогов. И если, Правительство это сделает, уважаемые друзья, это будет огромной инвестицией нашего государства в будущее Казахстана». Мы полагаем, что она выразила мнение всего учительства нашей страны, поэтому стремимся держать руку, как говорится, на пульсе времени.
Корреспондент: Вы, как педагог с большой буквы, и профсоюзный деятель, знаете что называется изнутри все проблемы учительства страны. Расскажите о них подробнее.
Сегодня, кроме заработной платы, имеется ряд других важных вопросов, касающихся повышения социального статуса педагогического труда. В условиях все более ускоряющихся темпов развития науки и образования мы должны создавать максимум условий для плодотворной и творческой работы школьного учителя. Это – вопросы повышения квалификации педагогов, назначение педагогическим работникам пособий на приобретение методической литературы, специальных научно-педагогических периодических изданий, регулирование продолжительности рабочего времени, аттестации работников и другие. По всем этим проблемам отраслевым профсоюзом в Министерство образования и науки внесены соответствующие предложения, однако многие из них необходимо решать на законодательном уровне. К примеру, взять такой немаловажный вопрос, как повышение квалификации. В настоящее время прогрессивно мыслящие педагоги, чтобы не отставать от требований дня, вынуждены повышать свою квалификацию за счет собственных средств, доставать и приобретать научную и другую литературу. Разве это нормальное явление? Или выплата педагогам компенсации по расходам на топливо: в разных регионах страны они имеют разные размеры, а в отдельных областях эта компенсация вообще не назначается. Так не должно быть, это противоречит нормам Закона РК «Об образовании». В связи с этим отраслевой профсоюз намерен в полной мере использовать свое право по участию в нормотворческой деятельности, которое предоставлено Законом о профессиональных союзах.
В то же время все те проблемы, касающиеся вопросов социальной защиты педагогов, повышения их социального статуса и профессионального мастерства, в целом имиджа казахстанского учителя одними законами не решишь. Для этого необходима кропотливая совместная работа профсоюзных организаций, органов образования, местных исполнительных органов и всей общественности на местах. На это направлена и деятельность отраслевого профсоюза, его областных, территориальных органов, многих первичных профорганизаций.
Корреспондент: Могли бы Вы привести конкретные примеры решения социальных вопросов, повышения статуса учителей на местах?
Хочу заметить, этим вопросам мы уделяем постоянное внимание, изучаем интересную практику их работы, пропагандируем, стараемся сделать достоянием других профорганизаций. Не так давно, в августе т.г., на расширенном заседании Исполкома отраслевого профсоюза мы рассмотрели отчет о состоянии работы по защите прав и интересов работников в Павлодарской областной организации профсоюза. В области принято и работают отраслевое соглашение о социальном партнерстве между областным управлением образования и областной организацией профсоюза, 13 региональных городских и районных соглашений между отделами образования и филиалами профсоюза, 634 коллективных договоров в первичных профорганизациях. В рамках соглашений и колдоговоров обеспечиваются своевременная выплата заработной платы, отпускных, пособий на оздоровление, бесплатный медицинский осмотр педагогов. Филиалы областной профсоюзной организаций при взаимодействии с местными представительными и исполнительными органами решают выплату единовременных денежных компенсации на покрытие расходов за коммунальные услуги и приобретение топлива за счет средств бюджета. Такая работа, надо сказать, проводится и многими другими территориальными организациями.
Заслуживает внимания и поддержки практика работы профсоюзных организаций области, их новаторское отношение к проблемам развития социального партнерства. Повсеместное распространение получает принятие многосторонних соглашении на территории одного сельского округа. К примеру, профсоюзная организация Орловской средней школы Щербактинского района подписала коллективный договор с акимом сельского округа, руководителем ТОО «Победа», директором школы, родительским комитетом и спикером парламента учащихся. Безусловно, проблемы школы - это общие для всех, и в данной ситуации подобная практика взаимодействия организаций и общественности на территории одного села будет способствовать решению не только социальных проблем работников школ, но многих общественно-значимых вопросов на селе, особенно связанных с воспитанием молодежи.
Интересной и насыщенной жизнью живут многие первичные профсоюзные организации Южно-Казахстанской области. В этом плане интересен опыт работы профсоюзной организации и администрации лицея №107 им. Сареми г. Шымкента, где многое делается для повышения статуса педагогических работников: ежегодно проводятся конкурсы среди учителей по 6 различным номинациям, оздоровление и отдых работников. Только в этом году в летние каникулы более 40 учителей за счет школы и профорганизации отдохнули в Боровом и столице – Астане, а 26 работникам выделены путевки в санаторий «Манкент».
Много внимания уделяется повышению профессионального уровня учителей лицея, посещению ими регулярно курсов повышения квалификации и курсов Кембриджского подхода к образованию. Такая целенаправленная работа, безусловно, стимулирует работу педагогов к творческой, результативной работе: 42 педагогов лицея имеют высшую категорию, а 65 – первую. И, как говорится, налицо результаты: школа по результатам Единого национального тестирования вошла в число 100 лучших, заняв 33 место, более 20 учеников являются участниками и победителями международных, республиканских олимпиад.
Корреспондент: Не секрет, все еще имеются факты нарушения трудовых прав учителей и педагогов. Что может сделать по этому важному вопросу отраслевой профсоюз и его организации на местах?
Вы правильно заметили, проблемы есть, поэтому, вопрос правовой защиты работников отрасли – это одно из приоритетных направлений работы. Отраслевой профсоюз, его областные, территориальные организации проводят постоянный мониторинг состояния трудового законодательства на местах. Только за первое полугодие 2015 года в школах, организациях образования выявлено 1379 нарушений, они в основном касаются вопросов оплаты труда, режима рабочего времени, оформления трудовых отношений с работниками. В этих условиях наша главная задача – это укрепление правовой службы профсоюза, целью которой является оказание повседневной квалифицированной правовой помощи работникам, правовое обеспечение деятельности профсоюза и его организаций, довести до минимума факты нарушений трудовых прав работников в сфере образования.
. . . А какие практические шаги предпринимаются в этих целях?
Во-первых, еще в прошлом году Постановлением Исполкома утверждены Типовые штаты членских организаций, в соответствии с которыми в каждой областной, территориальной организаций предусмотрено обязательное введение должности юристов, формирование отделов, структурных подразделений по правовой работе, а в данное время количество специалистов – юристов составляет всего 22 человека. Утверждены Положение о правовой службе, Инструкция по организации общественного контроля за исполнением трудового законодательства в организациях сферы образования. Неплохо налажена правовая работа в Жамбылской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и других областных профорганизациях. Например, Жамбылским обкомом профсоюза в первом полугодии текущего года в ходе 177 проверок выявлено 641 нарушение трудового законодательства, и по многим из них приняты меры. Однако, в некоторых регионах эта работа осуществляется неэффективно, остается невысоким качество проверок. И мы ставим задачу, чтобы правовые службы профсоюзных организаций реально решали на местах свою главную уставную задачу по представительству и защите прав и интересов работников отрасли. И, по сути, от этой работы зависит многое – и вера работников в профсоюз, мотивация профсоюзного членства.
Корреспондент: В продолжение этой темы. Что вы ожидаете от нового проекта Трудового кодекса, который обсуждается в Парламенте страны? Какова позиция отраслевого профсоюза к проекту?
Сегодня это один из актуальнейших вопросов повестки дня профсоюзов Казахстана. Проект нового Трудового кодекса разработан в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов». Отраслевой профсоюз работников образования и науки одним из первых включился в его обсуждение и важно заметить, будучи ответственным социальным партнером, мы всегда поддерживаем курс Главы государства, направленный на экономический подъем, совершенствование трудовых отношений.
Однако в ходе обсуждения и рассмотрения данного проекта представители профсоюза пришли к выводу – ряд его положений, касающихся заключения и расторжения трудового договора, оплаты, нормирования труда, гарантии и компенсации, контроля за исполнением трудового законодательства и других вопросов, прямо скажем, не в пользу рядового работника. К примеру, позиция работодателя усиливается предполагаемым введением дополнительного основания на расторжение трудового договора с неопределенной формулировкой «по экономическим причинам». Дискриминационным является расторжение трудового договора с формулировкой по «достижению пенсионного возраста». В проекте немало других позиции, которые, на наш взгляд, идут в разрез с идеями Главы государства, содержащимися в его программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда», с нормами целого ряда законодательных актов. Мы убеждены, в том, что любые изменения в Трудовом законодательстве не должны ухудшать положения трудящихся, порождать социальное противостояние и конфликты.
Это - позиция Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки. С этой позицией мы обратились к Правительству и Парламенту Республики Казахстан.
…..Ваши пожелания и поздравления накануне праздника.
Многим из нас повезло - на пути встретился настоящий учитель, которому мы благодарны, которого помним всю жизнь. Такие учителя по-настоящему счастливы, потому что они практически бессмертны – живут в своих учениках, в той любви, которую они дарили людям. Именно о таких педагогах слагают песни и пишут книги, именно их прославляют в веках. Очень хочется, чтобы каждый из педагогов стал Настоящим Учителем.
Символично, что День учителя в этом году отмечается практически одновременно с Днем труда, казахстанцы отметили его в последнее воскресенье сентября, в соответствии с Указом Главы государства. Основная задача праздника – это пропаганда рабочих профессий среди молодежи, укрепление многолетних традиций людей труда. Это праздник для тех, кто внес большой вклад в развитие и укрепление экономики и социальной сферы Казахстана.
Поздравляю всех с профессиональными праздниками – Днем труда и Днем учителя, творческих успехов, доброго здоровья и благополучия!