ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АМАНТАЕВОЙ М.Т. ПО ПРОЕКТУ ЗАКОНА РК «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ»
Педагогическая общественность давно находится в ожидании Закона о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам образования. С момента принятия действующего Закона прошло семь лет, за это время произошли значительные изменения в общественных отношениях сферы образования, которые должны по- новому регулироваться нормами права.
Изучение первоначального варианта проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» свидетельствует о намерениях отраслевого Министерства изменить подходы к нормативному правовому регулированию системы образования, прекратить практику реализации непродуманных реформ, негативно отражающихся на качестве образовательных услуг. Проект закона отражает сложившиеся в отрасли реалии, расширяется и дополняется понятийный аппарат законодательного акта и перераспределяется компетенция органов государственной власти в сфере образования.
Профсоюз работников образования и науки Республики Казахстан, являясь представителем работников отрасли, пользуясь правом участвовать в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные права и интересы граждан, предоставленном п.п. 11) п. 1 ст. 16 Закона РК «О профессиональных союзах», в целом поддерживает представленный проект, но при этом просит рассмотреть наши предложения, отражающие исключительно социально-экономический аспект законопроекта.
Особый интерес Профсоюза вызывает содержание Главы 7 Закона, определяющей статус педагогического работника. Проектом закона в нормы этой Главы вносятся отдельные дополнения, которые никак не влияют на действительное изменение статуса педагога.
В п. 1 ст. 50 Закона вносятся уточнения, однако будучи измененной, статья остается несовершенной. Так, например, здесь определено, что педагогические работники государственных организаций образования являются гражданскими служащими. Согласно Перечню педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» научно-педагогические работники являются педагогическими кадрами. Однако в соответствии с п.п. 2) п.1 ст. 1 Трудового кодекса Республики Казахстан они не могут быть гражданскими служащими, так как организационно-правовой формой государственных вузов избрана форма государственного предприятия на праве хозяйственного ведения. Полагаю, что эта норма требует дальнейшей проработки.
С 1 июля 2015 года вступит в действие статься 230-1 Трудового кодекса, согласно которой разработка и утверждение реестра должностей гражданских служащих будет осуществляться уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду. Однако эта функция в ст. 5 Закона, определяющей компетенцию уполномоченного органа в сфере образования, своего отражения не нашла.
Профсоюз надеется, что при реализации этого права Министерство образования и науки расширит перечень гражданских служащих.
В соответствии с п.п. 6) п. 1 ст. 51 действующего Закона об образовании педагогические работники имеют право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет продолжительностью не более четырех месяцев.
Пятилетний срок реализации этого права действует на протяжении долгих лет и пришел к нам еще из советских времен. Очевидно, что сегодня в условиях всё более ускоряющихся темпов развития науки и технологий, полученные знания быстро устаревают. В целях улучшения качества подготовки специалистов к решению сложных и меняющихся задач, на наш взгляд, необходимо сократить сроки повышения квалификации до трех лет.
Что касается социальных гарантий педагогических работников, то необходимы уточнения п.п. 2) п. 1 ст. 53 Закона, согласно которому оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней устанавливается для педагогических работников и приравненных к ним лиц организаций среднего общего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования; 42 календарных дня - для педагогических работников организаций учебно-методического обеспечения, дошкольного и дополнительного образования. В этой норме отсутствуют организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что дает возможность в отдельных регионах сокращать продолжительность отпуска педагогам, выполняющим сложнейшую трудовую функцию, до 30 календарных дней.
Мы неоднократно говорили о необходимости перевода из диспозитивных в императивные норм, определяющих социальные гарантии сельским педагогам по повышению окладов (ставок), компенсационных выплат по расходам на топливо и коммунальные услуги. В этой связи требуют изменений редакции п.п. 1), п.п.2) п. 2 ст. 53 Закона.
Если повышение на 25 % к окладам, тарифным ставкам педагогов, работающих в сельской местности, обеспечивается во всех регионах страны, то выплата компенсации по расходам на топливо и коммунальные услуги в различных областях имеет различные размеры, в отдельных регионах, а именно в Западно-Казахстанской, Костанайской, Акмолинской областях, эта компенсация вообще не назначается.
Так быть не должно, существующее положение создает ситуацию социальной несправедливости. Почему в различных регионах педагоги, выполняющие одну государственную задачу, получающие одну заработную плату, по-разному обеспечены теми или иными гарантиями?
Считаем необходимым дополнить п. 2.ст. 53 Закона подпунктом 4) о назначении педагогическим работникам пособия на приобретение методической литературы, специальных научно-педагогических периодических изданий. Ни для кого не секрет, что большинство подписчиков на периодические издания, учрежденные государственными органами, составляют педагоги. При средней отраслевой заработной плате, не дотягивающей до 70 тысяч тенге, у учителя не остается средств на приобретение необходимой в работе литературы и пособий.
Давно требует своего разрешения через Закон об образовании вопрос продолжительности рабочего времени педагогов. Статья 7 действующего закона гласит: «Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установленанормативная учебная нагрузка, устанавливается в соответствии с трудовымзаконодательством Республики Казахстан». Между тем, нормативная учебная нагрузка не является регулятором рабочего времени. В соответствии с нормой этой же статьи нормативная учебная нагрузка в неделю устанавливается для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования. У педагогов, осуществляющих преподавание, кроме этой обязанности имеется и ряд других, например, классное руководство, участие в работе методических объединений, педагогических советов и многое другое. Измерять их рабочее время только часами педагогической нагрузки невозможно. Следует также принимать во внимание тот объем работы, который выполняет педагог за пределами своего рабочего времени – это и подготовка к урокам, проверка письменных работ, разработка дидактического материала и т.д.
Существующее правовое регулирование этой позиции, вернее сказать отсутствие такого регулирования, позволяет руководителям организаций образования определять продолжительность рабочего времени педагогов по своему усмотрению.
Мы настоятельно просим изменить редакцию существующей нормы, внести в проект положение, согласно которому продолжительность рабочего времени устанавливалась бы на основе Типового положения о режиме рабочего времени и времени отдыха, разрабатываемого Министерством образования и науки. Это позволит восполнить существующий правовой пробел и исключить различное толкование действующего законодательства.
Пользуясь случаем, хотела бы поднять и такой острый вопрос, как приватизация организаций образования. В настоящее время местными органами государственной власти разработаны планы приватизации на текущий и следующий 2015 год. В эти планы включены государственные организации дополнительного образования, созданные в организационно-правовой форме государственных казенных предприятий. Передача этих организаций в частную собственность вызовет массовое высвобождение рабочей силы, а также лишит нас возможности организации полезного досуга детей и подростков.
В этой связи предлагаем отраслевому Министерству просить Главу государства расширить перечень государственных организаций образования, не подлежащих приватизации, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан т 28 июля 2000 года № 422 «О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации»
Мы хорошо понимаем, что отдельные наши предложения являются затратными для государственного бюджета. Однако очевидным является то, что повышение статуса учителя - это повышение статуса образования.