«ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА ПЕДАГОГА В ОБЩЕСТВЕ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Выступление Председателя ОЮЛ «Профессиональный союз работников образования и науки Республики Казахстан»Амантаевой Майры Тургановны
Уважаемый Карим Какимжанович!
Уважаемые дамы и господа!
Пользуясь случаем, хочу выразить от имени работников отрасли глубокую признательность Правительству страны и его руководителю – Вам, Карим Какимжанович, за внимание к проблемам казахстанского учительства, за заботу и поддержку педагогического труда! Участникам международной конференции, проводимой в июне текущего года по случаю празднования 90-летия со дня образования Профсоюза работников образования и науки Казахстана, было весьма приятно получить приветственное письмо Премьер-Министра Республики Казахстан. Наши коллеги из зарубежных государств восприняли этот знак внимания, как иллюстрацию к сотрудничеству профсоюза и органов государственной власти в вопросах улучшения условий труда педагогов.
Образование является одним из важнейших направлений и ключевых индикаторов развития во всех цивилизованных странах мира. В Казахстане его роль и значение дополнены теми глобальными целями и задачами, которые поставил перед страной Президент в «Стратегии «Казахстан 2050».
Сегодня страна остро нуждается в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями наукоемких технологий и управленческими навыками, способных ориентироваться в рыночной экономике и выстраивать планы развития на будущее.
Выполнение этих задач возможно при наличии эффективной, отвечающей самым высоким современным требованиям системы образования. Основной фигурой в системе образования был и остается учитель – педагог. Именно педагог изо дня в день воздействует на умы и сознание детей, формирует их отношение к жизни, государству, в первую очередь от него зависит конкретная реализация проводимых в системе образования реформ.
Одной из ключевых причин, тормозящих развитие образования, является проблема квалифицированности преподавательского состава. Это обусловлено тем, что проходной балл для получения государственного гранта по педагогическим специальностям - самый низкий, и сюда идут не самые сильные абитуриенты, которые не смогли пройти отбор на другие специальности. Педагогами становятся далеко не лучшие выпускники школ. В образование зачастую приходят люди профессионально несостоятельные, они плохо знают свой предмет, не увлечены образовательной и воспитательной работой. Чем такой учитель может заинтересовать ученика, если он неэрудирован и невыразителен как личность?
Думается, что целесообразным было бы повысить проходной балл на педагогические специальности и ввести дополнительный экзамен в педагогических вузах.
На наш взгляд, необходимо в целом изменить подходы к получению высшего профессионального образования. В стране сложилась тенденция, когда люди стремятся повысить свой личный статус получением высшего образования. Однако всем известно, что когда это образование становится полностью доступным для всех без разбору, когда студентов тянут до последнего, высшее образование перестает быть высшим. Государству необходимо законодательно ужесточить требования на получение высшего профессионального образования. Мы должны восстановить честь и репутацию высшей школы.
Абсолютное большинство педагогов уверены в том, что подготовка специалистов системы образования уже давно требует новых подходов. Педагогические вузы должны быть самым тесным образом связаны с организациями образования¸ непосредственно реализующими образовательные программы. Будущему учителю полезно осваивать свою профессию не только в аудиториях вуза, но и в классах школы, где ему предстоит работать. Педагогическое образование должно быть дуальным. Этого требует специфика труда. Сегодня достаточно распространенными являются случаи, когда успешно закончивший учебное заведение педагог, бежит из школы, столкнувшись с проблемами во взаимоотношениях с детьми и подростками.
Статус педагогического работника определяется не только заработной платой, но и другими важными условиями его труда. Первым и, на наш взгляд, главным тормозом поступательного развития системы образования является низкий и непрофессиональный уровень управления организациями образования.
Сейчас необходимо прибегать к неординарным мерам. Нужно искать новые подходы и решения. Ни для кого не секрет, что при назначении директоров школ, заведующих детскими дошкольными организациями, где формируется фундамент всей образовательной системы государства, присутствует протекционизм, в результате чего к руководству приходят не подготовленные люди, которые неэффективно управляют трудовыми коллективами. От этого, в конечном итоге, страдают дети, несет ущерб государство. Предлагаем пересмотреть порядок конкурсного назначения на должности руководителей с обязательным включением в него квалификационного тестирования по аналогии с государственной службой. Конкурсы на замещение вакантных должностей руководителей школ и других организаций образования должны быть открытыми и прозрачными, в составы комиссий в обязательном порядке должны входить представители родительской и педагогической общественности.
Труд руководителя организации образования требует разнонаправленных знаний. Директор школы, колледжа, заведующий детским садом, – это не только педагог, но и менеджер. Он должен обладать знаниями не только в сфере педагогики, но и в сферах правового регулирования отдельных общественных отношений, в сфере экономики и финансов, современного администрирования. В этой связи считаем необходимым создать систему их первоначальной профессиональной подготовки и обязательного периодического повышения квалификации.
Думается было бы правильным поставить в прямую зависимость размеры оплаты труда руководителей организаций образования от уровня их квалификации и результатов работы. Сейчас мы имеем парадоксальную ситуацию, когда учитель, прошедший трехуровневое повышение квалификации, получает заработную плату значительно выше руководителя организации. Это, согласитесь, не мотивирует педагогов на карьерный рост. Лучшие учителя, которые могли бы обеспечить эффективное управление организациями образования, не участвуют в конкурсах на замещение вакантных должностей руководителей по понятным причинам. Почему нельзя рассмотреть вопрос о назначении доплаты директорам школ за повышение квалификации по аналогии с учителями?
Мы считаем, что подход к повышению статуса педагогов должен быть комплексным. Необходимо пересмотреть систему материального стимулирования труда. Анализ деятельности образовательных организаций свидетельствует о том, что государство явно недооценивает труд педагогов, ученых и вообще всех тех, кто работает в системе образования. Таким образом, государство снижает свой интеллектуальный потенциал и степень своей независимости. Сегодня средняя заработная плата в отрасли составляет менее 75 % от среднестатистической заработной платы по республике. Молодой учитель получает не более 45 тысяч тенге в месяц.
Действующая в стране унифицированная система оплаты труда работников государственных учреждений и казенных предприятий, к сожалению, не учитывает многие особенности педагогического труда. Размеры зарплаты зависят от образования учителя, количества протарифицированных часов, категории. Люди работают по разному: у одного высокие результаты, у другого их нет. Однако вознаграждение за свой труд они получают равное. Это не способствует повышению престижа труда учителя. Заложенная в систему оплаты труда возможность стимулирования педагогического труда посредством премирования работников за счет средств экономии практически не работает. На сегодня мы таких примеров по стране не имеем.
Предлагаемая к введению в действие с 2015 года новая модель оплаты труда работников бюджетной сферы также не учитывает в полной мере специфику педагогического труда.
С тем, чтобы повысить имидж педагога, закрепить квалифицированные кадры, привлечь молодежь на работу в сферу образования, целесообразно: провести повышение заработной платы до уровня, предусмотренного Государственной программой развития образования на 2011-2020 годы; перейти на прогрессивную отраслевую систему оплаты труда в образовании; в основу оплаты труда положить уровень квалификации и результаты деятельности; внедрить прогрессивную систему стимулирования эффективного труда с применением разнообразных доплат за качественные показатели, используя для этого бюджетные и внебюджетные источники.
По имеющимся у нас данным социологических исследований только 68 % педагогов имеет собственное жилье. Педагоги ждут, когда «доступное жилье» станет для них действительно доступным. Купить квартиру воспитателю, имеющему семью, даже при наличии помощи «Жилстройсбербанка» достаточно проблематично. Необходимо установление системы льгот и гарантий работникам образования по предоставлению жилья.
В действующем Законе РК «Об образовании» имеется Глава 7 «Статус педагогического работника», нормы которой далеки от совершенства, не отражают специфических особенностей педагогического труда, не обеспечивают академическую свободу работникам, не создают регуляторов рабочего времени, не образуют механизмов особенных социальных подходов к формированию условий жизни людей педагогического труда. Отдельные нормы этого закона, призванные улучшить социальное самочувствие учителей, носят диспозитивный характер. Так, законом определена лишь возможность выделения местными органами государственной власти материальной компенсации педагогам, работающим в сельской местности, по расходам на приобретение топлива. Причем, минимальные размеры этой помощи не определены. На сегодня учителя не имеют каких-либо преимуществ по сравнению с работниками других сфер, тогда как их субъектная социальная значимость и характеристики труда, сопряженные с колоссальными психо-эмоциональными нагрузками, значительно отличаются.
Очевидным является то, что сегодня система образования нуждается в повышении уровня государственной поддержки в финансировании мероприятий по организации отдыха, лечения и охраны здоровья работников и обучающихся.
Было бы полезным внести в законодательство об образовании нормы, согласно которым педагогическим работникам должны выделяться денежные средства для подписки на методическую и специальную литературу, необходимую в процессе работы.
Мы считаем, что в настоящее время необходимо либо разработать новый закон «О статусе учителя», либо переработать Главу 7 действующего Закона об образовании. Этими законодательными актами должны быть закреплены права педагогов на достойную оплату труда, жилищные условия, возможности труда.
Повышение статуса учителя - это повышение статуса образования. По данным исследования, проведенного международными некоммерческими
организациями, учителей больше всего в мире ценят и уважают в Китае. Высокий статус учителя является одним из определяющих факторов того, что сегодня китайская экономика – вторая после США экономика мира.
На статус учителей огромное влияние должно оказать повышение общественного имиджа педагога. К сожалению, мы наблюдаем тенденцию падения престижа педагогического труда. В-первую очередь, это «заслуга» средств массовой информации, которые замалчивают все положительное в сфере образования, зато широко оповещают население о недостатках в работе педагогических коллективов.
Сегодня необходимо через СМИ, целевые мероприятия, пропаганду достижений лучших учителей изменять общественное мнение, повышать восприятие значимости нелегкого учительского труда и уважения к Учителю.
Было бы целесообразным, на мой взгляд, разработать меры государственной поддержки теле- и радиопередач об успешной профессиональной деятельности педагогов, а также сформировать государственный заказ на издательскую и кинопродукцию. С помощью социальной рекламы нужно поднимать статус учителей, позиционировать педагога как креативного профессионала, формировать уважительное отношение со стороны общества к профессиональной деятельности педагога.
По прогнозу многих специалистов в странах, где учителя больше не сохраняют высокий статус, снизится уровень обучения. В конечном итоге снижение ценности учительской профессии повлияет на ослабление общества.
Образование сегодня нельзя не модернизировать– здесь нет выбора. Однако реформы должны быть продуманы, следует далеко просчитывать последствия нововведений в системе образования. С внедрением в практику итоговой аттестации учащихся школ в форме ЕНТ учитель превратился в репетитора, а школьное образование – в «натаскивание». Это угроза не только статусу учителя и школы, но и конституционным свободам – праву на бесплатное образование. На счет учителя списываются как высокие, так и низкие результаты государственной аттестации, хотя, фактически, роль учителя в подготовке к ним не является ключевой. Не единичны факты, когда по результатам ЕНТ репрессиям подвергаются учителя и руководители школ.
Следует заметить, что в европейском среднем общем образовании, культивирующем аналогичную систему тестовой оценки знаний, такого рода проблемы не возникает. Учитель там отвечает только за своевременную и качественную подачу материала, но не за результаты тестов.
Реформы, проводимые в системе высшего профессионального образования, явились причиной того, что работники государственных вузов были лишены статуса гражданских служащих и, как следствие, потеряли тот минимальный социальный пакет, который установлен трудовым законодательством Республики Казахстан для института гражданской службы.
Трудно объяснить преподавателю, выполняющему высокую педагогическую миссию в государственном предприятии на праве хозяйственного ведения, чем он отличается от другого преподавателя, который выполняет такую же работу в государственном казенном предприятии. Парадоксальная ситуация – они оба выполняют значимую для государства работу, однако государство одному создает определенные гарантии, другому нет.
В своем выступлении я озвучила далеко не полный перечень проблем педагогического труда, их достаточно много. Мы уверены в том, что эти проблемы будут разрешаться. Сегодня главным, на наш взгляд, является то, что государство и общество должны осознать, - педагог является очень важным звеном не только в учебно-воспитательном процессе, но и в социально-экономической жизни государства. И если это осознание произойдет, то именно благодаря педагогам наша страна сможет выйти на новый, еще более высокий уровень своего развития.