ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН М.Т.АМАНТАЕВОЙ НА КОЛЛЕГИИ МОН РК 2 октября 2014 года
В рамках проводимого совещания мне предложено рассказать о роли профсоюзных организаций в реализации прав учителя на отдых и лечение.
Хочу заметить, что согласно Закону РК «О профессиональных союзах» задачей профсоюзов является представительство и защита трудовых и социально-экономических прав, законных интересов работников. Воспроизводство рабочей силы – непрерывное восстановление и поддержание физических и умственных способностей работника в большинстве стран мира - забота, прежде всего, работодателя.
К сожалению, у многих наших граждан присутствует неверное представление о профсоюзах, как об организации, осуществляющей раздачу курортно-санаторных путевок и организующих культурно-развлекательные мероприятия. Так было в прошлом, когда советские профсоюзы управляли средствами фонда обязательного социального страхования. Теперь обязательное социальное страхование принадлежит государству. А профсоюзы, как это делается во всем мире, осуществляют защиту прав трудящихся. Между тем, профессиональный союз работников образования и науки, учитывая низкий уровень доходов большей части работников отрасли, проводит мероприятия по оздоровлению, ежегодно затрачивая на это порядка 250 миллионов тенге. За последние четыре года на оздоровление структурами профсоюза затрачено около миллиарда тенге, при том, что профсоюзные взносы составляют всего 1 % от заработной платы работника. Большую часть расходов составляют траты на санаторные путевки. Мы это делаем ещё и потому, что предусмотренное ст. 239 Трудового кодекса РК пособие для оздоровления гражданских служащих, выплачиваемое за счет средств государственного бюджета в размере должностного оклада, не может покрыть даже минимальные расходы работника на ежегодный оздоровительный отдых.
Профсоюз добивается оплаты обязательных периодических медицинских осмотров работников организаций образования. Мы вынуждены закладывать эту обязанность работодателей в содержание соглашений о социальном партнерстве и коллективные договоры, хотя эта их обязанность предусмотрена трудовым законодательством.
Профсоюзные организации всех уровней регулярно проводят смотры художественной самодеятельности, спартакиады, другие мероприятия по организации досуга работников.
Сегодня мы ведем разговор о повышении статуса педагогического работника, обсуждаемый вопрос является одним из наиболее актуальных вопросов системы образования. Спасибо за то, что Министерство образования его поднимает. Высокий статус учебного заведения определяется статусом его сотрудников. Качество образования во многом зависит от социального самочувствия главной фигуры образовательного процесса – педагога.
В нашей стране для повышения статуса учителя сделано многое, в том числе и в вопросах оплаты труда, улучшения жилищно-бытовых условий, возможностей повышения квалификации. Однако на сегодня средняя заработная плата работников сферы образования составляет менее 75 % от среднестатистической заработной платы по республике, только 68 % педагогов имеет собственное жилье.
В настоящее время тарифная ставка молодого учителя высшего уровня квалификации составляет 42473 тенге, а воспитателя со средним профессиональным образованием – 35748 тенге. Можно ли привлечь талантливую молодежь в сферу образования на такую зарплату?
Неоправданно низкими остаются должностные оклады руководителей школ и дошкольных организаций. Учитель с учетом доплат за квалификационную категорию и квалификационный уровень получает значительно больше директора. Зачем, в таком случае, талантливому учителю стремиться в руководители? Этот учитель не согласится и на любую методическую должность. Методисты, являющиеся, по сути, учителями учителей, получают маленькую зарплату и вынуждены искать приработок на стороне.
Статус педагогического работника определяется не только заработной платой, но и другими важными факторами.
В силу того, что проходной балл для получения государственного гранта по педагогическим специальностям - самый низкий, педагогами становятся далеко не лучшие выпускники школ. В образование зачастую приходят люди профессионально несостоятельные, они плохо знают свой предмет, не увлечены образовательной и воспитательной работой.
Подготовка специалистов для образования уже давно требует новых подходов. Будущему учителю полезно осваивать свою профессию не только в аудиториях вуза, но и в классах школы, где ему предстоит работать. Необходимо расширять практическую составляющую процесса обучения.
Педагогическая общественность давно находится в ожидании Закона о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам образования. С момента принятия действующего Закона прошло семь лет, за это время произошли значительные изменения в общественных отношениях сферы образования, которые должны по- новому регулироваться нормами права.
Мы надеялись, что изменения и дополнения в законодательство позитивно отразятся на общественном статусе педагогических работников.
Однако разработанный Министерством образования и науки проект никак не меняет этот статус.
Очевидно, что требуется пересмотр отдельных норм Главы 7 Закона, определяющей статус педагогического работника.
В соответствии с п.п. 6) п. 1 ст. 51 действующего Закона об образовании педагогические работники имеют право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет продолжительностью не более четырех месяцев.
Пятилетний срок реализации этого права действует на протяжении долгих лет и пришел к нам еще из советских времен. Очевидно, что сегодня в условиях всё более ускоряющихся темпов развития науки и технологий, полученные знания быстро устаревают. В целях улучшения качества подготовки специалистов к решению сложных и меняющихся задач, на наш взгляд, необходимо сократить сроки повышения квалификации до трех лет. В настоящее время лучшие, прогрессивно мыслящие педагоги, стремящиеся не отставать от требований дня, вынуждены повышать квалификацию за счет собственных средств.
Мы неоднократно говорили о необходимости перевода из диспозитивных в императивные норм, определяющих социальные гарантии сельским педагогам по повышению окладов (ставок), компенсационных выплат по расходам на топливо и коммунальные услуги. В этой связи требуют изменений редакции п.п. 1), п.п.2) п. 2 ст. 53 Закона об образовании.
Если повышение на 25 % к окладам, тарифным ставкам педагогов, работающих в сельской местности, обеспечивается во всех регионах страны, то выплата компенсации по расходам на топливо и коммунальные услуги в различных областях имеет различные размеры, в отдельных регионах, а именно в Западно-Казахстанской, Костанайской, Акмолинской областях, эта компенсация вообще не назначается.
Так быть не должно, существующее положение создает ситуацию социальной несправедливости. Почему в различных регионах педагоги, выполняющие одну государственную задачу, получающие одну заработную плату, по-разному обеспечены теми или иными гарантиями?
Считаем необходимым дополнить Закон гарантией о назначении педагогическим работникам пособия на приобретение методической литературы, специальных научно-педагогических периодических изданий. Ни для кого не секрет, что большинство подписчиков на периодические издания, учрежденные государственными органами, составляют педагоги. При средней отраслевой заработной плате, не дотягивающей до 70 тысяч тенге, у учителя не остается средств на приобретение необходимой в работе литературы и пособий.
Давно требует своего разрешения через Закон об образовании вопрос продолжительности рабочего времени педагогов. Статья 7 действующего закона гласит: «Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установленанормативная учебная нагрузка, устанавливается в соответствии с трудовымзаконодательством Республики Казахстан». Между тем, нормативная учебная нагрузка не является регулятором рабочего времени. В соответствии с нормой этой же статьи нормативная учебная нагрузка в неделю устанавливается для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования. У педагогов, осуществляющих преподавание, кроме этой обязанности имеется и ряд других, например, классное руководство, участие в работе методических объединений, педагогических советов и многое другое. Измерять их рабочее время только часами педагогической нагрузки невозможно. Следует также принимать во внимание тот объем работы, который выполняет педагог за пределами своего рабочего времени – это и подготовка к урокам, проверка письменных работ, разработка дидактического материала и т.д.
Существующее правовое регулирование этой позиции, вернее сказать отсутствие такого регулирования, позволяет руководителям организаций образования определять продолжительность рабочего времени педагогов по своему усмотрению.
Пользуясь случаем, хотела бы поднять и такой острый вопрос, как приватизация организаций образования. В настоящее время местными органами государственной власти разработаны планы приватизации на текущий и следующий 2015 год. В эти планы включены государственные организации дополнительного образования, созданные в организационно-правовой форме государственных казенных предприятий. Передача этих организаций в частную собственность вызовет массовое высвобождение рабочей силы, а также лишит нас возможности организации полезного досуга детей и подростков.
В этой связи предлагаем отраслевому Министерству просить Главу государства расширить перечень государственных организаций образования, не подлежащих приватизации.
Мы хорошо понимаем, что отдельные наши предложения являются затратными для государственного бюджета. Однако очевидным является то, что повышение статуса учителя - это повышение статуса образования. Высокий статус может иметь только качественное образование. А всё качественное стоит дорого.