О Коллективном договоре в организациях образования
Согласно п.п.78) п.1 ст.1 Трудового кодекса Республики Казахстан коллективный договор – это правовой акт в форме письменного соглашения между коллективом работников в лице уполномоченных их представителей и работодателем, регулирующий социально-трудовые отношения в организации.
Коллективный договор является, с одной стороны, актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников, в создании локальных норм трудового права, а с другой стороны – актом участия работников, их трудового коллектива в управлении организацией, поскольку может развивать производственную демократию, участие работников в местном правотворчестве. В нём соединяются и отражаются интересы работников и работодателей, поскольку коллективный договор представляет собой консенсус интересов социальных партнёров. В этом заключается правовая, экономическо-социальная и политическая роль коллективного договора. Его значение в современный период возрастает.
Коллективный договор является достаточно эффективным средством предупреждения трудовых конфликтов, так как своим содержанием призван регулировать неизбежные противоречия, возникающие в отношениях работодателей и работников.
Коллективный договор может восполнять своими локальными нормами пробелы в трудовом законодательстве, повышать гарантии трудовых прав работников, улучшать охрану труда и социально-бытовые условия, нацеливать на уважение и развитие трудовых традиций данной организации, улучшать медицинское и культурно-спортивное обслуживание работников и членов их семей.
Коллективный договор выступает в качестве одного из средств воспитания дисциплины труда, добросовестного отношения к работе, предусматривая меры материального и морального поощрения высококачественного труда и меры воздействия на недисциплинированных работников и нарушителей коллективного договора. Производственное, экономическое значение коллективного договора состоит в том, что он направлен на совершенствование организации труда, на улучшение качества работы. Таким образом, коллективный договор имеет правовое, социально-экономическое, политическое, производственное и воспитательное значение.
Инициатором подготовки проекта коллективного договора и внесения его на рассмотрение комиссии по ведению переговоров может быть любая из сторон трудовых отношений, как работники, так и работодатели. Проект договора подлежит обязательному обсуждению работниками организации. Формы обсуждения проекта определяются самими работниками.
Для ведения переговоров и разработки проекта коллективного договора стороны трудовых отношений образуют на равноправной основе комиссию, которой представляется полная свобода в выборе и обсуждении трудовых и социально-экономических вопросов. Комиссия разрабатывает проект коллективного договора либо дорабатывает его с учетом поступивших замечаний и предложений, если проект договора представлен одной из сторон.
Стороны обеспечивают комиссию информацией, необходимой для ведения переговоров. Информация может содержать сведения об организации труда и заработной платы в организации, по проблемам трудоустройства, социальных льготах, охране труда и т.д. Все решения комиссии оформляются протоколом и подписываются членами комиссии.
Результатом переговоров сторон должен стать конечный проект коллективного договора. Подготовленный комиссией проект коллективного договора проходит обсуждение в трудовом коллективе. Формы обсуждения договора определяются органами, представляющими интересы членов трудового коллектива. Проект коллективного договора, доработанный комиссией с учетом поступивших замечаний, предложений, поправок и дополнений, выносится на обсуждение общего собрания трудового коллектива. Окончательный вариант договора утверждается на общем собрании, а затем подписывается полномочными представителями сторон.
Коллективный договор вступает в силу с момента его подписания, если иное не предусмотрено его положениями, и обязателен для выполнения сторонами. Коллективный договор заключается на срок, определяемый сторонами.
Действие коллективного договора распространяется на работодателя и работников организации, от имени которых заключен коллективный договор, и присоединившихся к нему работников на основании письменного заявления. Порядок присоединения определяется в коллективном договоре.
Коллективный договор остается в силе и действует в случае изменения структуры, состава органа управления организации.
Коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации. Впоследствии коллективный договор может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.
При смене собственника организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего.
При ликвидации организации коллективный договор прекращает действие с момента принятия соответствующего решения о ликвидации.
Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в коллективном договоре.
Представители сторон обязаны ознакомить работников с коллективным договором и информировать их о ходе выполнения.
Содержание коллективного договора – это все его условия, о которых стороны договорились при его заключении. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.
В соответствии со ст.284 ТК РК коллективный договор регулирует производственные, трудовые и социально-экономические отношения. По сути, в коллективном договоре могут решаться любые вопросы, связанные с трудом, производством, социальным положением работников и членов их семей и т.п.
Таким образом, все условия коллективного договора по их характеру могут быть классифицированы по трем следующим видам:
а) нормативные условия, предоставляющие дополнительные льготы, преимущества или устанавливающие виды и размеры оплаты труда, дополнительные отпуска и т.д. Эти условия применяются каждый раз к тем работникам, кто имеет по договору право на них. Действуют эти условия весь период существования коллективного договора.
б) обязательственные условия представляют конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и их субъектов-исполнителей, отвечающих за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения, а затем погашаются выполнением. Большая часть обязательственных условий в коллективном договоре, как правило, направлена на улучшение охраны труда и бытового обслуживания работника;
в) организационные условия - это условия о сроках действия договора, контроля за его выполнением, о порядке изменения и пересмотра, а также об ответственности за нарушение условий коллективного договора.6. Все условия коллективного договора могут лишь улучшать по сравнению с законодательством условия труда работников. Условия, ухудшающие их, считаются недействительными.
Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют его стороны непосредственно или через своих уполномоченных представителей.
За последние годы существенно возрос потенциал социального партнерства в организациях образования и науки как фактор, неизменно влияющий на повышение уровня защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли.
Посредством положений коллективного договора устанавливаются максимальные размеры доплат и надбавок к должностным окладам (ставкам), определяется назначение и размеры компенсации за разделение рабочего времени на части, регулируются вопросы распределения учебной нагрузки, регламентируется режим рабочего времени и многое другое.
Однако следует заметить, что коллективные договоры не всегда выполняют здесь соответствующую функцию. Зачастую они носят формальный характер, не регулируют вопросы, касающиеся острых проблем трудовых отношений, не учитывают отраслевую специфику.
Социальное партнерство в системе образования, где доминируют организации государственной формы собственности, требует новых подходов и решений.
В.Ф.БеженаровЗаместитель председателяКазахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки
-
Файлдар