Преподаватель-организатор НВП, имеющий высшее военное образование, стаж работы в должности более 5 лет, успешно прошедший квалификационное тестирование на заявленную им категорию педагог-модератор, не допущен ко второму этапу аттестации по причине отсутствия у него специального педагогического образования. Руководство организации образования отказало в приеме документов, перечень которых определен п. 87 Правил аттестации. Правомерен ли отказ в приеме документов и недопущение ко второму этапу в д
В описанном случае действия администрации организации образования противоречат действующему законодательству Республики Казахстан. Согласно п.п. 4) п. 2 Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83, (далее - Правила аттестации) очередная аттестация - это периодически осуществляемая процедура по присвоению (подтверждению) квалификационной категории педагогических работников и приравненных к ним лиц по истечении каждых пяти лет. Это значит, что означенный в поставленном вопросе преподаватель-организатор НВП должен быть подвергнут аттестации в обязательном порядке.
Кроме того п. 75 Правил аттестации определено, что аттестуемые на очередную аттестацию на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий, показавшие положительные результаты тестирования, допускаются ко второму этапу аттестации.
Несостоятелен и мотив отказа ввиду отсутствия у аттестуемого педагогического образования.
В соответствии с п.п.2) п. 51 Правил аттестации на квалификационную категорию "педагог-модератор" могут претендовать лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности.
Следует также учитывать, что квалификационной характеристикой "Учителя всех специальностей", утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц", к преподавателю-организатору НВП предъявляется квалификационное требование по наличию высшего педагогического или высшего профессионального (военное, офицер запаса) образования.
Кроме того, указанной выше типовой квалификационной характеристикой для преподавателя-организатора НВП определены требования к квалификации с определением профессиональной компетенции педагог-модератор, согласно которым он должен иметь высшее (или послевузовское) профессиональное или техническое и профессиональное (среднее профессиональное, среднее специальное) образование по специальности.
С точки зрения общепринятого определения:
- профессиональное образование - процесс овладения специалистом профессиональными знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования и программ по конкретной специальности;
- специальность - комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида профессиональной деятельности человека, полученных путем целенаправленной подготовки и опыта работы, подтверждаемых соответствующими документами.
Таким образом, преподаватель-организатор НВП, имеющий военное образования, имеет соответствующее профессиональное образование, отвечающее типовым квалификационным требованиям.
С учетом вышеизложенного следует заключить, что права работника в рассматриваемом случае были нарушены и могут быть восстановлены в порядке разрешения индивидуального трудового спора.